Школа активного образа жизни
Календарь
Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Статистика

Браславская одиночка.

Вместо предисловия.

В Беларуси не так много людей, ходивших в водные соло-походы. Их везде не так много. Ещё меньше — ходящих по условно «большой» воде. Это — особый опыт. Не будем рассматривать вопросы безопасности соло-походов — это, прежде всего, дело туда отправившегося. Но ознакомиться с таким опытом (пусть и виртуально) полезно каждому, кто берёт в руки весло. Предлагаемый вашему вниманию отчёт написан Игорем Мочаловым и особенно ценен тем, что писался он прямо на месте событий, а не через полгода, когда воспоминания «отлакированы» и приукрашены. Авторская стилистика и орфография сохранены. Фото — автора, поэтому их не так много и они такие — напоминаю, это был СОЛО-поход.

День 1.
Сразу удача, в маршрутку удалось просочиться не оплатив багаж, столь любимый автобусным парком. А дальше всё опять пошло не так.
Маршрутка vw до Браслава, я думаю в этой немецкой фирме до сих пор проектирует вентиляцию дед, который когда то строил газовые камеры при нацистах.
Выпав в Браславе, я договорился с женщиной из той же маршрутки о том, чтобы поделить цену такси на двоих. Ей нужны были Булавушки, мне они тоже подходили. На пару применив звонки по непонятным номерам и показательную попытку голосовать у дороги, мы скинули цену такси с 20 до 15 рублей, помните кто сюда едет, таксисты дерут с приезжих в три шкуры и цифр кроме 20 не учили, поэтому торгуемся неистово. Приехав на место оказалось, что тут сдают койко-места в деревенских домах по 4 рубля сутки, но перезнакомившись с хозяевами мне предложили переночевать на кухне за спасибо. Вот этого добра у меня навалом!

Итак, прогноз погоды — дождь и грозы весь вечер, потому я и остановился в деревне, решив отоспаться с дороги и воплотить свою старую мечту — парус! Заготовочка домашняя была. В деревне, кроме сбора грибов, ягод и рыбалки делать нечего, т.к. подходы к воде ужасные, через грязь и заросли кустов. По старой традиции метеослужбы точность прогноза 50 процентов, т.е. или будет, или не будет. Вечером, проводя испытания паруса, я кусал себе локти, ведь опять купился на метеобрехню. Зато выяснил, что лодка без шверта идёт туда, куда дует ветер. Шверта не было, печаль.
День 2.
С утра распрощавшись с гостепреимными хозяевами и затарившись водой, уже к 8 часам я пробрался к озеру Снуды. И тут помогло чудо, метеоролухи угадали с ветром! Я шёл на восток, а в спину мне дул пусть слабый, но ветерок, который смог разогнать байду аж до целых 3км в час (проверено навигатором). Прошёл мимо местной достопримечательности, Сраный остров. По чём купил, по том и продаю, на нём устроили гнездовья какие то едко гадящие птицы и с тех пор все деревья там стоят мёртвые. Остальные острова этот феномен не коснулся.

Везение кончилось, ветер западный, но дойдя до восточного берега идти предстояло на юг. Стоянки на озёрах разнятся незначительно. Пройдя все запланированные, я понял, что кемпинг на Нарочи по прежнему лучший. Пара стоянок на озёрах весьма неплохи, есть даже с деревянной баней и каменкой. Но остальные — это беседка, хорошо если плёнкой не обмотана, кострище и дрова (если повезёт) и туалет в виде бонуса, а самое важное — пляжей нет нигде, видимо запрещены на районном уровне, вместо них пирсики, иногда весьма неплохие.

Кстати, полянки убирают, наверно, по большим праздникам, т.к. примерно половина пустующих была основательно загажена. И что интересно, несмотря на будний день 2/3 стоянок было занято.

Пообщавшись с отдыхающими узнал, что на обычном белоруском острове Чайчин есть тихая бухта с беседками. Изначально там планировалась ночёвка 2-го дня, но пообедать было бы весьма кстати. В беседку я не успел, там уже была шумная компания. Пока обедал, мимо меня проплыло не менее десятка моторок, это в бухте на острове посреди озера, да ещё в будний день, что твориться по выходным даже думать не хочу.

Заправившись на берегу, в полукилометре от беседки я нашёл кусок ламината, это было как выигрыш в лотерею. 15 минут ковыряния ножиком и шверт готов. Правда кончился ветер. Нет, он был, но это был либо лёгкий боковой, что едва поднимал парус, либо жёсткий вмордувинд. Простите меня за терминологию. И вот, проходя мыс севернее Понтелеек ветер жёстко дал понять, что последние 2 кемпинга мне смотреть не надо. Вновь подняв все паруса я помчался назад, на восток, к выходу из озера Струсто. Кстати тут я уже разогнался до 4 км в час. Какой это был кайф, лежишь балдеешь, пьёшь чаёк и иногда подруливаешь, а лодка на всех парусах несёт тебя по волнам. Но, пройдя примерно с километр, прилетела птица обломинго и ветер не только ослаб но и поменялся на южный.

Оставшуюся на сегодня часть пути пришлось идти со встречным ветром, спустив паруса. Меж деревнями Михеевцы и Заречье меня ждало не совсем обычное препятствие, деревянный мост. Необычное потому, что его высота была целых 1.7 метра, а высота мачты под 2 метра. Впервые в жизни обносил автомобильный мост. На часах 17.00, а до озера Дривяты ещё порядочный кусок мелких озёр и проток с плотной населёнкой, пора искать место ночёвки.

Правее Муражей, что на озере Неспиш, есть замечательная коса, точнее полуостров. Замечателен он тем, что, в отличии от всех озёр, в этих краях имеет местами нормальный подход к воде. Берег просто изюмительный, холмы поросшие клевером по края венчались леском. Выбрав холм с лесом я весело поскакал искать место для палатки. Что то слишком всё у тебя хорошо скажите вы и будете правы. В том леску оказалось кладбище — атмосферненько так. Остановился на ночь в самом конце полуострова, из минусов тут только высокая трава, а из плюсов деревья по берегу, хоть какая то маскировка от любопытных глаз. Засыпать буду под звуки дороги и посёлка с, судя по звукам, круглосуточной лесопилкой, зато связь есть. На сегодня всё.

День 3.
Сегодня встал поздно, потому как мучился в раздумьях. Вчера вечером случайно пнул горелку, на что она ответила вывернутым мне на ногу чайником с кипятком. А думал я о том, что если бы я был пиратом, то меня бы звали Окорок, а я бы всех поправлял- капитан Варёный Окорок.

Стартовал почти в пол десятого. Идти мне на юг и впереди озеро Неспыш, что то речушкоподобное, озеро Цно, ну и на финише озеро Дривяты, где я сразу поверну на запад. Как оказалось, впереди стоянок на самом деле нет, обойдя остров слева боковым ветром сорвало парус, надо бы сделать нормальные крепления, а то получается яхта 1000 и 1-го бантика.

На входе в протоку рыбаки зарекались, что это река, но течения обнаружить так и не удалось. Буквально сразу упёрся в мост, на этот раз нормальный ж/б автомост и... Обносить было лень, пришлось валить мачту, хорошо что этот момент был изначально продуман и она стояла на сидушке матроса, поэтому было достаточно открыть клапан. Чтоб вновь поставить мачту пришлось сойти на ближайшем пирсе, ведь сидушка выполняла роль натяжителя а насос как всегда в самой жо... корме лодки. После даже удалось пройти под парусом но очень медленно, ветер сменился на западный. Шверт,как вы помните, из куска ламината, с боковым ветром справлялся весьма паршиво, что, в свою очередь, не помешало пару раз чуть не поймать оверкиль.

На выходе из озера небесная канцелярия прекратила баловаться и вновь включила вмордувинд. Причём, что обидно, попутный ветер всегда запутывается в кустарнике, а встречному не мешает даже густой лес. Опять мост, опять роняю мачту, только этот мост ещё ниже и чтоб пройти пришлось приваливать мачту к воде и наклонять байду, прошёл, так сказать, на ребре. И вот уже выход в Дривяты, ветер усилился, что собственно логично, что же ещё мог сделать западный ветер когда мне надо повернуть на запад. Сразу справа раньше была неплохая, но сейчас основательно загаженная (в прямом смысле слова), полянка, но мне для перекура сойдёт.

А дальше, прошу прощения у читателей, ведь то, что я раньше называл встречным ветром или вмордувиндом, это как козявку со зверем равнять. Гисметео способно иногда угадать направление, но вот силу ветра нет. К ветру добавилась и волна метровой высоты, что сделало моё продвижение жалкой попыткой угнаться за смертельно раненой эстонской гончей черепахой. Сколько боролся со стихией не знаю, но боль в мышцах и онемение пальцев говорило что долго, я всё таки высадился на остров где по плану была ночёвка.

Остров Чайка, как любой пиратский остров, был скрытен, со всех сторон его окружали заросли, а внутри, к моему расстройству, колосилась плантация крапивы. Но не всё так плохо — ведь с севера была маленькая, но весьма приятная бухточка, куда я и перегнал лодку, вдоволь наползавшись по крапиве. Тут стояла задача убрать мачту, набычиться и переть дальше бороться со стихией.

Ведь даже пообедать тут было негде, хотя оводы со мной были явно не согласны. Вернув байду к исходным настройкам и закрыв переднее посадочное заглушкой, а заднее собой я снова двинулся в путь. Зачалившись у мыса, на котором навигатор почему то отмечает улицу «рыбхозную», я, как и расчитывал, нашёл шикарную полянку с аж 2-мя пляжиками. До Браслава оставалось совсем немного и вместо обеда хотелось устроить тут полуднёвку плавно переходящую в ночёвку, но удача видимо думает, что сзади она смотрится лучше, т.к. полянка была занята оравой малолеток. Перекур и снова превозмогать!

А дальше выйдя на, как говорят моряки, оперативный простор я увидел волны, нет, не так, ВОЛНЫ!!! Первой мыслью, учитывая моё уже дохлое физическое состояние, было вернуться к малолеткам и, используя их же инвентарь, показать как нужно пьянствовать. Но ведь дома семья ждёт и я ринулся в путь. Хотя бухать было явно безопаснее. Теперь о волнах, я мысленно поблагодарил себя за надутый и надетый как надо спасжилет и отматерил за неодетую юбку. Высоту волны заявить не решусь, но когда я находился внизу меж 2мя гребнями, то не видел никаких ориентиров кроме облаков, т.е. по сути уходил вниз заметно ниже среднего уровня воды. Но пока везло и гребни шли на достаточном расстоянии, чтоб моя байда, слетая с гребня, не зарывалась в следующий. Пройдя немного на северо-запад сообразил, что волна идёт в юго-восточном направлении и решил идти на север вблизи берега, принимая волну скулой байдарки.

Где то посреди этой загогулины, что выступает в озеро, имеется настоящий пляж, правда по традиции без песка, вот туда то я и зарулил для очередного отдыха. Судя по всему это уже окраина Браслава, пришлось сразу отмести мысль собраться и идти пешком, вспомнив сколько всё моё добро весит. Помахав забитыми руками и прикинув, что мест для ночёвки нет, я решил идти до города напрямую, т.к. вдоль берега выходило заметно больше, а там, если успею, уехать на автобусе на 17.30, так как желания кататься больше не было. Проблеммой оказалось стать на воду, потому как удержать байду носом к волне задача весьма не простая.Пришлось строить из себя серфингиста и разгоняя лодку бежать с ней рядом а после уже запрыгивать, иначе меня заливало волной и выкидывало обратно на пляж, что очень веселило отдыхающих.

Отойдя от берега я снова попал во власть ВОЛН. Даже придумал как обозначить мою скорость, по аналогии с миллионом вывел новую единицу — нихренилион. Подсчитав скорость, продолжил путь. Волны опять были огромными, но сейчас шли чаще и с острыми гребнями, увенчаными пенными бурунами. Приняв такую волну бортом и даже удержавшись на плаву я как говориться и напился и помылся и наелся и воды в лодку набрал с пол ведра. Пришлось разворачиваться к каждой волне, хотя я так и не понял, почему они начали идти и с запада и с юго запада. Вот так, вертясь как флюгер, я и дочапал до середины отрезка и находясь равноудалённо от всех берегов волна опять поменялась. Это я понял сразу, когда лодка свалилась с очередного гребня. Сидушка, до того жестко прижатая к лодке моей пятой точкой, резко ушла вниз, а я отделился и завис в воздухе. Самым сильным желанием было приземлиться там же, откуда и взлетел. Где то так я и продвигался к финишу, больше всего хотелось упасть на травку и не шевелиться часов так 12.

Подойдя ближе к берегу волна начала спадать, идти стало легче скорее морально, ведь я видел чёткие ориентиры. Зачалился на пляже, просто выбросившись с разгона на берег. Сбор в рекордные сроки и в 16.20 я уже на автовокзале, а через 10 минут уже уезжаю на незапланированой маршрутке.

Итоги такие, осмотр стоянок за редким исключением не радует, видимо они уже занялись модернизацией, но руки пока коротковаты, новых впечатлений масса, а адреналин на большой воде можно грести лопатой или веслом. Все те, кто обещали скучный сплавчик, обломились. Я доволен, при наличии команды можно растянуть это приключение ещё на пару дней. Спасибо тем кто дочитал, ну а мне пора домой.

1 — 4 августа 2017.


Комментарии: