Обзор-описание сплавных рек Украинских Карпат. Часть 2. Закарпатье. - Туризм в Беларуси России и в Мире

Обзор-описание сплавных рек Украинских Карпат. Часть 2. Закарпатье.

Продолжаем наше виртуальное путешествие-сплав по рекам Украинских Карпат. Карпаты 2005 055

Карпаты Белый Черемош 100_0706                   

    Часть 2. ЗАКАРПАТСКИЕ  РЕКИ.

Чёрная Тиса. С верховьев (от границы заказника выше пос. Черная Тиса) до города Рахов, сплавлялись 1-н раз, в большую воду. В другие года проходили только среднюю часть реки (около 7-8 км) и в малую и в большую воду.

На реке 2 достойных внимания участка. Первый — это 2-х километровый кусок от начала сплава до середины пос. Черная Тиса (поселок тянется вдоль реки около 3-4 -х км).  Представляет собой почти непрерывную шиверу-перекат  с 3-мя ярко выраженными локальными порогами.  Первый порог расположен  в 600-х метрах от начала сплава (мост через реку  100 метров выше границы заказника). Ф29 031 Чёрная ТисаПорог  — это гряда камней и плит через всю реку (её ширина около 10 м.) высотой    1 — 1.2 метра. Ф30 Чёрная Тиса 033Более чистый проход был у правого берега. Сложность (ориентировочно)  2-  3-  КС. Через 500 метров расположен 2-й порог. Существенно сложнее и интереснее 1-го. Представляет собой почти отвесный слив высотой около 2-х метров со сложной заходной шиверой около 70 м. длинной. Проходили порог два ката 2-ки. Каяк, кат 4-ку и один кат 2-ку обнесли. После прохождения одна двойка ушла на берег ремонтироваться — прилично разрезали один баллон. Чем — так и не поняли. То ли острым сколом плиты, то ли каким либо техногенным мусором.  Ориентировочно сложность для ката 3+  —  4 КС. Категории — советские.  Через 800 м. за правым поворотом начинается 3-й порог. Кстати, он хорошо виден с дороги. Порог представляет собой постепенно сужающийся желоб шириной от 4 — 5 метров на заходе до 1.5 — 2 метров на выходе (вода большая, но не паводковая).  За сливом на выходе косая, но не очень мощная бочка.  Каты порог не шли, опасаясь порезов о берега в габаритном выходе,  для каяка по нашей воде проблем не было.

Далее на протяжении примерно 10-ти км. до пос. Ясиня   на реке несложные шиверы и перекаты. В Ясинях Чёрная Тиса принимает крупный левый  приток р. Лазещину (возможность сплава по ней нами не изучалась, по имеющейся информации река пригодна для сплава, минимум, частично) и далее течёт широко и спокойно одним руслом на протяжении примерно 20-ти км.  От Ясиней до Рахова – на всём протяжении этого участка вдоль реки идёт нормальная.

Справа чуть выше автодороги виден родник в виде падающего в реку водопадика. Можно остановиться, набрать воды. Примерно через 1 км. за ним железная дорога переходит на правый берег. Через 500 — 700 метров слева впадает ручей, прямо перед ним мост, по которому по левому берегу вверх уходит дорога.  Далее, за плавным правым поворотом начинается быстроток, который после железнодорожного моста (железная дорога опять переходит на левый берег) превращается в шиверу, плавно переходящую в порог. Это начало второго интересного участка реки.

Это 1-н из двух наиболее интересных на среднем и нижнем участке Чёрной Тисы порогов. Его очень желательно просмотреть, что нетрудно сделать, т.к. по правому берегу идёт автодорога, а по левому — железная дорога.  По берегам с 2-х сторон отвесные каменно-бетонные стены. В реке возле берегов есть техногенный мусор,  который по большой воде не виден. Проходить 1-й порог лучше по центру.  Общая длинна порога около 1-го км, основной части – метров 500 — 600. Для ката, на мой взгляд, сложность не выше 2 -2+,  на каяке идти интереснее. Проходили в разные годы в разную воду и на разных судах.  По сравнению с плёсовым предыдущим участком получаешь удовольствие.

Далее до села Кевели тянется шивера 1 — 1.5 км. длинной, с островом посредине. Слева идти проще, справа интереснее. Хотя, в зависимости от воды, справа может быть очень мелко. За мостом у села Кевели на протяжении 1 -1.5 км. тянутся несложные шиверы, затем после правого поворота реки, там где шоссе вплотную подходит к берегу, под бетонной стенкой правого берега неожиданно попадаешь в довольно серьёзный порог. Это и есть 2-й порог среднего участка Чёрной Тисы. Проходили его пару раз по большой воде, было интересно, особенно каякерам. В среднюю и малую воду характер порога сильно меняется. Он начинает собой представлять нагромождение камней с узкими и мелкими сливами между ними.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Сразу за порогом река с дорогой поверху поворачивают налево. Там 200 — 250 метров идёт шивера. Стараться идти по центру или ближе к левому берегу (по возможности). У правого берега, в 3 — 5 метрах от стенки куски рельсов, арматуры и, возможно, прочий техногенный мусор. Однажды мои товарищи, шедшие реку днем позже нас по немного упавшей воде, получили 2- х метровую дыру в баллоне катамарана.

На протяжении следующих 3 — 4 -х км. на реке встречаются шиверы, в сужениях русла — сливы со стоячими валами. Порогов нет. Сплав оживленный, но простой. После села Квасы река выполаживается, до г. Рахов на реке несколько шивер, кое-где валы. Идти по Тисе ниже Рахова нет никакого смысла, т. к. вскоре за Раховым река течёт вдоль границы с Румынией, да и технической сложности она уже не представляет. Обычно сплав по Чёрной Тисе мы заканчивали  в районе села Квасы. В паводок на среднем участке (до села Квасы) может быть интересно по настоящему, но это уже совсем другая история.

Проехать на машине вдоль Тисы (после слияния в г. Рахов с р. Белая Тиса река уже называется просто Тисой) проблем (на 98-й год) не было. Мы проехали микроавтобусом вдоль Тисы (и соответственно вдоль Румынской границы) до города Хуст, затем повернули направо на город Межгорье, вдоль реки Рика  и через Вышковский перевал спустились из Закарпатья в Прикарпатье к рекам Мизунка и Свича.

Белая Тиса. Сплавлялись в 97-м году по большой воде, но не паводковой. Заехали на автобусе (короткобазный ЛАЗ) из Рахова за село Луги, выше впадения правого притока р. Говерла, до места, где велась рубка леса. Грунтовая дорога по ПБ была проходима для любого транспорта, за мостом в устье р. Говерлы — развилка, вверх по р. Говерле уходит дорога аналогичного качества. Проехать выше вдоль Белой Тисы было крайне тяжело, т. к. дорога доступна, в основном,  для тракторов (весна, знаете ли, грязь-с). Мосты на дороге автобус выдержали, хотя мы и волновались. Но это было (ещё раз повторяю) в 97-м  году. Белую Тису намного выше впадения р. Говерла мы толком не смотрели, вроде бы, по словам местных жителей, там ничего интересного для сплава нет.

До правого притока р. Говерла (и фактически начала села Луги) на протяжении 1.5 — 2-х км. р. Белая Тиса представляет собой сплошную мелкую каменистую шиверу — перекат, без локальных препятствий.Ф32 Белая Тиса 029 Единственное, что-то похожее на порог, после впадения р. Говерлы — подобие слива и несколько метровых косых валов у навала на ряжевую стенку правого берега. Далее до самого г. Рахов на реке сплошные шиверки и перекаты с валами, в нижнем течении до 0.5 метра, разделяемые участками быстротока длинной от 30 до 100 метров. Для катамарана сплав не представляет никакого интереса. Да и для каяка общая сложность реки не выше 2-й КС (байдарочной, советской). Одна отрада — сплавная часть около 20 км. длинной и время сплава около 2-х часов и всё это время река представляет из себя перекат – шиверу примерно 1 — 2-й КС и быстро течёт.

Перед впадением Белой Тисы в Черную, ниже села Ростоки перед самым г. Рахов расположена, как её называют местные, цыганская слобода. Живёт там цыган довольно много, любовью местных они не пользуются. Для подрастающего поколения слободы бросать камнями с берега и мостов  в проплывающих мимо туристов — райское наслаждение. Из-за этого были и неприятные моменты (типа – получить камнем по шлему). Это относится и к Чёрной Тисе, когда вплываешь в Рахов.  Ниже слияния с Белой её пересекает большой и высокий автомобильный и ж.д. мосты, с коих вышеупомянутые «спортсмены» камни и мечут.

В общем, планировать специально прохождение Белой Тисы вряд ли имеет смысл.

Река  Говерла. Описание взято у Олега Сизона, опытнейшего водника из Харькова.  “ Начало сплава — от кордона Карпатского биосферного заповедника. Грунтовая дорога проходима практически для любого транспорта, ночлег на кордоне недорог и относительно комфортабелен, а стоять в произвольно выбранном месте вам все равно не разрешат. Перед сплавом есть смысл осмотреть полуразрушенную плотину-«гамованку» в 300 м выше кордона. Расход в нашем случае — не более 15 м3/сек., уклон 10-15 м\км. Река долгое время использовалась для лесосплава, представляет собой довольно живую шиверу с многочисленными искусственными ступеньками через все русло; за ступеньками — водопадные сливчики от 0.3 до 0.7 метра высотой, с довольно глубокими бочками, застревать в которых лагом не стоит. Много удобных мест для чалки и сбора группы, даже многочисленной; много мест для съемки. Рекомендуется начинающим каякерам на полиэтиленовых лодках, лучше — после раскатки на Ч.Тисе; желателен опытный каякер-лидер. Возможен, но представляется малоинтересным, и сплав на небольших катамаранах-двойках. Перед первым заездом рекомендуется просмотр участка от «гамованки» до моста (2,5 км); повторный и последующие заезды приятнее с ходу. От моста до устья характер реки несколько меняется: практически исчезают ступеньки, чуть увеличивается уклон; если группа не имела проблем на предыдущем участке, то ее уровень достаточен для прохождения оставшегося до устья участка с ходу. При организации лагеря на кордоне заповедника и нежелании гонять вверх-вниз транспортное средство, возможно (и довольно забавно) катание на верхних двух-трех километрах, с заносом судов своими силами по дороге.  ©Si”.

Рика. Протекает, фактически, в центре Закарпатья. Проходилась в воду заметно ниже средней, но не самую малую. Из-за уровня воды сплав начался там, где планировали его заканчивать: ниже пос. Межгорье. Для ката река – 1КС, правда, с заметным течением, к низу расширяется — до 50 — 70 метров. Препятствия — перекаты, несильные навалы воды на заросшие кустами берега, обливные камни. При большой воде может и будет чуть веселее, но уверенности в этом нет. Участок реки выше пос. Межгорье, на наш взгляд, интереса для сплава также не представляет, даже при наличии более высокой воды. Планировать отдельно сплав по Рике смысла, наверное, не имеет.

return_links($2); ?>

Латорица. Боле менее подробной информацией не располагаю. Ни сам, ни кто-либо из знакомых, на ней не были. По слухам, весной, в большую воду это то ли 2-ка, то ли 2У КС,  не выше.  КС естественно, советская, байдарочная.

Долины этих рек, с моей точки зрения, не очень живописные, стоять там лагерем я бы не хотел.

Реки Турбат и Брустурка (иногда Брустуранка). Одни из технически  наиболее интересных рек  Карпат  (Украинских). Даже Прут будет несколько проще, несмотря на наличие отдельных более сложных препятствий. Реки предельно критичны к воде и погоде. Однажды одна из минских команд ушла с Турбата потому, что он был засыпан снегом. Бывает, что нет ни снега, ни воды.

Вот что пишет про Турбат Олег Сизон:

 Турбат.  Возможны два варианта заброски на реку: сверху и снизу. Оба трудоемкие. Вариант заброски с верховьев (из долины Ч.Тисы) предполагает пешую часть через перевал, что достаточно тяжело физически. Вариант заброски снизу требует привлечения транспортного средства повышенной проходимости (реально заброситься на вахтовке, доставляющей на Турбат лесорубов), т.к. дорога по правому берегу Брустурки (15-20 км), потом — по правому берегу Турбата (4-5 км) для пассажирских транспортных средств непроходима. При заброске снизу в принципе возможно пройти вверх по Турбату пешком, целесообразность такого предприятия пока не ясна. Доехать можно до лесозаготовительной базы в среднем течении Турбата, на реке здесь участок разбоев без выраженных препятствий. При наличии только одного дня на сплав и отсутствии снаряжения для организации лагеря (а в нашем случае — еще и при стоянке базового транспорта экспедиции в низовьях Брустурки, 20-25 км от лесозаготовительной базы) наше решение не подниматься вверх по Турбату выглядит вполне логичным, но теоретически возможны и другие варианты. Показания для сплава: каячная группа численностью от двух участников, опыт желателен не ниже среднего уровня (не для начинающих). Требуется как навык сплава с ходу, так и умение чалиться в минимальные суводи при наличии сомнений в проходимости последующего участка реки (или при отсутствии обзора). Сплав на катамаранах (лучше двухместных) представляется нецелесообразным, хотя теоретически возможен. Родео-плейспоты отсутствуют. Сплавной участок от лесозаготовок (расход 5-10 м3/сек., уклон 3-5 м\км) начинается километровым быстротоком по разбоям, заканчивается упором в крутой склон ПБ и левым непросматриваемым поворотом. Здесь необходима чалка (лучше ЛБ) для просмотра и возможного обноса порога 1 (два водопадных слива общей высотой около 2 метров), в нашем случае — глухой завал вровень с водой, обнос. Далее река входит в нижний каньон (длина 2.5 км), уклон плавно увеличивается, достигая к середине каньона 20 м/км, в конце первой трети каньона выраженный порог 2 водопадного типа, падение около трех метров на 15 метров длины, от порога плесы исчезают и начинается сплошной порог-шивера с большим количеством камней в русле и возможными завалами. Ничего особо криминального в каньоне нет. Береговая обстановка довольно техногенная, по ЛБ проходила узкоколейная ЖД, полностью разрушенная паводком, в русле, кроме камней, много бревен, встречаются рельсы. Базовый берег сначала (до порога 2) левый, далее правый до конца каньона. Ориентир конца каньона — после 200-метрового прямого порога-шиверы ПБ улово (большое), слияние долин Турбата и Брустурки (подходит справа), дорога, идущая по ПБ Турбата спускается к реке. В улове необходимо собраться для просмотра последнего порога р. Турбат — полутораметрового слива на крутом правом повороте, с навалом на острую глыбу в центре узкого слива. В 300 м за последним порогом р. Турбат впадает в р. Брустурка. ©Si”. Читая приведенный отрывок, следует учитывать, что Олег Сизон –опытнейший водник, с огромным опытом и технической подготовкой и его заключения – мягко говоря, не для новичков.

А вот что пишет Виталий Канчуга, водник из Львова: “Турбат. Река очень узкая, сжата хребтами. Падение крутое. Для маневра, практически нет места, а тем более времени. Если ошибешься, поймают уже в устье. Впервые о Турбате мы узнали в 91. Встретили группу московских каякеров. Они оценили реку в «пятерку», просидели там три дня в ожидании когда упадет вода, но так и не пошли. Мы были там два раза и оба раза тоже не рискнули. Первый раз в 98 мы были на «четверках» и там просто негде было развернуться. Ну и сам Турбат впечатлил. поднялись вверх мы по узкоколейке. Потому и сплавлялись от Усть-Турбата. Шли на двух «четверках» и одной «двоечке». Во второй раз мы просто не смогли туда добраться, т.к. после паводка дорогу и села посмывало. В прямом смысле. В 98 в Усть-Черной было два ряда домов по обеим сторонам дороги, а в 2001 только с одной, естественно, той, что ближе к горным склонам. Так-то. Турбат требует к себе более осмысленного подхода. Проход там только для маломеров. Выставить страховку сложно и требует солидных людских ресурсов. Заброситься на него можно и через Апшинецкий перевал, только пешком. ВКанч”.  После прошедших в начале 2000-ных годов селей и паводков шедшую ранее вдоль реки узкоколейку частично смыло в реку.  “Район сильно пострадал от бесконтрольной вырубки леса, — следствием которого была серьезная экологическая катастрофа, — приведшая к гибели людей и целых селений (Комсомольск более 200 домов) и уничтожением селевыми потоками наших планов по рекам Турбат и Брустуранка. В нашем распоряжении имеются видеофильмы, снятые до и после катастрофы, никто не верит, что это одни и те же места, — рай, превращенный человеческой жадностью в ужас — ©ВКанч “. Вот поэтому сейчас сплав по Турбату – несколько нетривиальное мероприятие, как минимум, для катамаранщиков.

Добираются на Турбат, как уже было написано выше, либо из пос. Усть-Чорна на р. Тересва автомобилем (до села Лопухив любым, а далее очень полноприводным),  либо из пос. Чёрная Тиса пешком по дороге, а далее через Апшинецкий перевал Верховинского хребта. Идти, в зависимости от количества снега на полонинах, 1 — 2 дня

Брустурка.Сплав по р. Брустурка отдельно от р. Турбат вряд ли целесообразен — река достаточно длинная (ок. 20 км), но выраженных препятствий немного: два порога в конце первой трети сплавного участка и водопадный участок в низовьях. Расход в нашем случае — 20 — 25 м3/сек., уклон около 5м\км, несколько отличных родео-плейспотов (большие неглубокие бочки). Сплав возможен на любых судах, кроме каркасных байдарок. На всем протяжении, кроме трех километров в нижнем течении (район водопада) река течет в поселке, дорога по ПБ. Можно плыть с ходу вплоть до плотины в нижнем течении (ориентир — конец поселка, через 500 м за поворотом видна плотина), чалка для осмотра не проблематична. Целесообразность прохождения плотины зависит от уровня воды, необходимо оценить на месте. От плотины до водопадного порога около 300 м, это сплошной порог-шивера, необходим просмотр всего участка и чалка непосредственно перед водопадом, для обноса или прохождения. Водопад представляет собой прямой пологий сброс по плитам с небольшим навалом на ЛБ, высота около 4 м, длина метров 20, далее плес и вторая ступень — невысокий слив через гряду камней. Препятствие достаточно мощное, проходимость может существенно упроститься при повышении уровня воды, при низкой воде (расход до 25 м3/сек) препятствие опасно для каякеров, т. к. при оверкиле практически неизбежен контакт с обливными камнями, возможны травмы. Сплав целесообразно закончить в районе водопада, поскольку отсюда можно уехать на любом транспорте, а препятствий за водопадом больше нет, далее ровная вода до самого устья. При нежелании проходить участок от плотины до водопада (что не рекомендуется при неуверенном зачаливании или значительной усталости) следует закончить сплав у плотины. Общее время сплава по Турбату — Брустурке, учитывая просмотры и сьемку на Турбате, а также возможное родео на Брустурке — полный день. Старт (начало заброски от устья Брустурки) в 7 утра, финиш (водопад на Брустурке) в 17 — 18 часов. ©Si”.

В силу относительно небольшого расхода воды в реке порог-водопад не криминален для катамаранщиков, и уверенно идётся (вышесказанное, разумеется, относится к средней воде), хотя по сложности это, наверное, 4+ — 5 КС.  В среднюю воду мои знакомые устроили на пороге водопаде настоящие покатушки, Ф33 Брустуранка IMG_0313

Ф33А водопад Брустуранки Карпаты 2005 012

Ф34 водопад Брустуранка IMG_0306 хотя одно из прохождений на кате 2-ке и завершилось оверкилем (но, судя по фото и видеоматериалам, это целиком заслуга экипажа катамарана). В ту воду порог – водопад даже был ПАКАРЁН надувной байдаркой «Щука»,Ф35 Щука в водопаде Брустуранки IMG_0311 что в очередной раз подтвердило истину – новичкам и дуракам везёт (причём зачастую сильно везёт).

Нужно быть внимательным к плотине перед порогом-водопадом в случае её прохождения – бочка за ней довольно сильно держит судно. Наш кат 2-ка проторчал в бочке за плотиной больше минуты и еле оттуда выгребся.Ф36 IMG_0303 плотина Брустуранка

Ф37 плотина Брустуранки IMG_0304

К порогу-водопаду на Брустуранке можно было относительно нормально доехать на легковом (или ином) автотранспорте из пос. Тересва и Усть-Чорна на р. Тересва.

Косовская. “Паралельная Брустурке речка — Косовская. Отличная река, интересная. Мы, правда, не попали на хорошую воду, но нам понравилось. Единственное, что омрачило то это то, что мы обнаружили в нижнем течении великолепный каньйон, но… После буревея он был завален в некоторых местах здоровенными елями. Походив пол дня и оценив наши шансы мы, все же, решили его обнести. Очень крутые склоны и отсутствие хоть каких-то карманов перед завалами вынудили отложить енто дело до следующего раза. Но очень интересная речка. ©ВКанч”.

Про другие реки, которые можно привязать к Карпатам (а это Серет в Прикарапатье, Уж, Лютянка, Боржава, Теребовля в Закарпатье и пр.) автор подробной информацией не располагает. Как я уже писал ранее, можно предположить, что на каждой из этих рек найдётся по заметному локальному препятствию, скорее всего, антропогенного характера, но стоят ли они внимания – большой вопрос.

На этом позвольте закончить виртуальное путешествие по сплавным рекам Украинских Карпат — и простите автору его ошибки.

С уважением — Игорь Голушко. golushko62  собачёнка  tut  кропка  by

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 1
  1. Error

    Внимание! После устья Белой Тисы при сплаве надо держаться правого берега, так как через 7-10 мин от устья на реке в районе шиверы с большим падением русла на незначительном отрезке, в левой половине есть небольшое водохранилище. Часть воды самотеком уходит в водохранилище и в конце падает с плотины высоким водопадом.

Комментарии закрыты.