Школа активного образа жизни
Календарь
Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Статистика

Приладожье. Субъективный список интересных мест. Часть 1.1. От Шлиссельбурга до Лосево.

Лет 10 назад я иногда говорил, что «не люблю путешествовать, но не путешествовать не люблю ещё больше». Сейчас, побывав у грани, хочу сказать – «Я люблю путешествия. Всякие. Разные. По разным местам». Мне интересен Юг и Север, Запад и Восток. Но, как и у всякого человека, у меня есть  предпочтения, как минимум на данный кусочек жизни (это не значит, что в любой прекрасный момент Список Предпочтений не расширится или не изменится). И одно из моих любимых направлений – Русский Север в широком смысле этого слова. Поэт АС писал «но Север вреден для меня».  А меня Север вообще, а Приладожье в частности,  успокаивает и умиротворяет. Лично у меня много связанных с Севером (как, впрочем, и с Югом, а так же с Западом и Востоком) приятных и по ностальгически печальных воспоминаний, но «печаль моя светла». Впрочем хватит лирики, переходим непосредственно к субъективному списку. Итак:

Часть 1.1. Западное Приладожье от Шлисельбурга до Лосево.

Знакомство с Приладожьем логично начинать с Шлиссельбурга.

Шлиссельбург (нем. Schlüsselburg — «ключ-город») — город (статус города с 1780 г.) в Кировском р-не Ленинградской области. Административный центр и единственный населённый пункт Шлиссельбургского городского поселения. Население — 14 756 (на 2016 г.). Основан новгородским князем Юрием Даниловичем в 1323 году, заложившим на острове Ореховый (здесь росло много лещины лесного ореха) деревянную крепость. Она была названа по имени острова - Орешек. В 1353 году новгородцы заложили каменную крепость, возвели крепостные стены и башни. В 1612 году крепость была захвачена шведами. Они переименовали её в Нотебург (швед. NöteborgНётеборг из швд. nötнёт = орех, швед. borgборг — крепость, город).

В 1702 году город был отбит у шведов Петром I, который дал ему нынешнее название (другой вариант — Шлюсенбург, простонародное название — Шлюшин). В 1708 г. Шлиссельбург вошёл в состав Ингерманландской губернии (с 1710 г. — Санкт-Петербургской), в 1740-х гг. входил в Шлиссельбургский дистрикт. В 1780 году посад на левом берегу Невы был преобразован в уездный город Шлиссельбург Санкт-Петербургской губернии, составлял с крепостью в административном отношении единое целое. 

В 1856 г. в уездном городе Шлиссельбург Санкт-Петербургской губернии насчитывалось 3 церкви, 378 домов, 28 лавок.

Сама же крепость «Орещек», потеряв свое стратегическое значение, превратилась в тюрьму для особо важных преступников. Здесь были в заключении Евдокия Лопухина (первая жена Петра Великого), император Иоанн VI Антонович, декабристы, народовольцы, эсеры, поляки, боровшиеся за освобождение Польши. Здесь был казнен Александр Ульянов — брат В.И.Ленина.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 город был оккупирован немецко-фашистскими войсками 8 сентября 1941 г. Освобождён 18 января 1943 г. Войсками Ленинградского фронта и силами Балтийского флота. В 1941—1943 годах небольшой гарнизон крепости в течении более 500 дней оборонял ее от фашистов и защищал «Дорогу жизни».  При прорыве блокады Ленинграда в январе 1943 г. подвергся сильному разрушению, восстановлен в послевоенное время.

С 1944 по 1992 – город назывался Петрокрепость.

До 2010 года Шлиссельбург имел статус исторического поселения, однако совместным приказом Министерства культуры и Министерства регионального развития РФ от 29 июля 2010 г. № 418/339 город был этого статуса лишён.

Доехать до Шлиссельбурга из Питера можно следующим образом:

автобусными маршрутами:

автобус 575 и К-575 от станции метро «Улица Дыбенко» (время в пути — около 40 мин, внимание: на Мурманском шоссе возможны пробки);

автобус 440 от станции метро «Рыбацкое» (время в пути — примерно 1 час 30 мин),

Электропоездом с Финляндского вокзала, выходить на станции «Петрокрепость».

На автомобиле ехать по Мурманскому шоссе М18/Е105 (по выходным дням, особенно в вечернее время, нередки пробки), съехав с трассы сразу же после Ладожского моста через Неву (поворот направо, затем под мост – кстати, здесь площадка, на которой стоят образцы военной техники времён Великой Отечественной Войны – при наличии времени и интереса можно остановиться и посмотреть) и далее на север до Шлиссельбурга.

В дальнейшем описании исходим из того, что путешествуем на автомобиле.

Въехав в город, проезжаем мимо расположенных вдоль каналов старинных и современных корпусов Невского судостроительного-судоремонтного завода. В одном из старых корпусов расположен ведомственный музей завода. Наверное, побывать там было бы интересно, но у нас всегда в таких путешествиях дефицит времени. Далее едем по «Главной» дороге, по указателям. Городской центр находится на левом берегу Невы, в сети Ладожских обводных каналов.

В центре города — Благовещенский собор, около него — Никольская церковь и Казанская часовня.  

В центре фотографии — Благовещенский собор, справа — Никольская церковь, слева — часовня во имя иконы Казанской божией матери.

Первая церковь на месте Благовещенского собора была построена в 1728 году. Свое название она получила в честь обветшавшей и разобранной Благовещенской церкви в крепости Орешек. В 1764 г. деревянная церковь была перестроена в камне. Средства на храм выделили полковник А.Белов и Сибилевы. Колокольня была возведена в 1778 г. В 1864 г. Благовещенская церковь была преобразована в собор. В 1877—1882 гг. собор был реконструирован под руководством архитектора Карпова. В настоящее время находится в стадии реставрации (идущей без видимых результатов более 10 лет).

Рядом с Благовещенским собором расположена церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, освященная 5 декабря 1770 г. Она была теплой и предназначалась для проведения служб в зимнее время. В 1990 г. была восстановлена, в настоящее время в ней проводятся службы. В 1845-47 гг. на месте деревянной часовни по проекту архитектора Ершова была построена нарядная каменная часовня во имя иконы Казанской Божией Матери.

Рядом с собором находится Петровский мост. Он был построен в 1826—1832гг., когда реконструировался шлюз Петровского канала. Его длина — 47 м, ширина — 6,4 м. Он имел два разводных пролета по 8,5 м каждый.

С моста открывается отличный вид на шлюзы Петровского (Староладожского) канала, построенные в 1730 г. В 1821 -1836 годах были реконструированы под руководством инженера П. Базена. У выхода в Неву Староладожского канала сохранилось уникальное инженерное сооружение — четырёхкамерный гранитный шлюз (1836).

Староладожский канал строился с 1719 по 1731 года для безопасного плавания судов вдоль южного берега бурного Ладожского озера. «От сего канала будут питаться Петербург и Кронштадт и получать потребные материалы к строению флота и их самих, и Российская коммерция с Европою прийдет в цветущее состояние», — писал Петр Первый. В 1718 г. российский император собственноручно составил план Ладожского обводного канала и определил его размеры. Канал начинался в Шлиссельбурге, заканчивался в Новой Ладоге. Руководство строительством канала было поручено Миниху. В 1731 году по каналу имени Петра Великого (на тот момент крупнейшее гидротехническое сооружение в Европе) открылось судоходство. Но со временем канал обмелел и зарос.

В 1800—1806 году был прорыт канал Екатерины II (ныне Малоневский), чуть позднее построены шлюзы и разводной мост. А в 1861—1866 годах ближе к побережью Ладожского озера, параллельно Петровскому каналу был построен более широкий и глубокий канал имени Александра II (ныне Новоладожский канал), связавший Неву с  Волховом в обход Ладожского озера.  На берегу канала находится огромный адмиралтейский якорь времён Петра, поднятый со дна Невы в районе Шлиссельбурга.

За Петровским мостом расположена Красная площадь. Около одного из домов — памятник графу Савве Рагузинскому, сподвижнику Петра Великого — именно он привез в Россию маленького невольника Абрама Ганнибала, прадеда А.С.Пушкина.

На другой стороне Красной площади — здание бывшего Гостиного двора, ныне магазин «Дикси». Ассортимент в нём типичный для сетевых магазинов.

От Красной площади видна Нева. Пройдя (или проехав) вдоль канала, мы оказываемся у причала, откуда отправляются катера в крепость Орешек. Немного выше по течению Невы виднеется вход в Новоладожский канал — от Невы его отделяет неширокая дамба. Рядом с пристанью — памятник Петру Первому, установленный в 1957 г. к 250-летию основания Санкт-Петербурга.

Модель памятника Петру I в Шлиссельбурге была подготовлена скульптором М. М. Антокольским еще в 1872 году. По ней в России было отлито немало памятников, которые сейчас стоят, например, в Петергофе, на Большом Сампсониевском проспекте в Санкт-Петербурге, в Таганроге, в Архангельске. Копии хранятся даже в Русском музее, Третьяковской галерее.

В расположенном за спиной Петра парке Победы сохранился памятник Ленину (скульптор В.Сычев, 1956 г.).

Рядом — боевые орудия и различные боеприпасы времен Второй мировой войны, напоминание о той роли, которую сыграл Шлиссельбург в защите «Дороги жизни» и обороне Ленинграда.

Это один из знаменитых музеев под открытым небом в Ленинградской области. Его открытие произошло относительно недавно, в 2005 году. В честь 60-тилетия победы в Великой Отечественной Войне, в Парке Победы в Шлиссельбурге создали экспозицию «Эхо великих сражений». Экспозиция в парке доставит немало радости  детям любого возраста.

Еще одним украшением Шлиссельбурга является бульвар, протянувшийся вдоль Староладожского канала, устроенный на земляной насыпи. В 1956 г. в его начале был установлен памятник С.М.Кирову. Среди достопримечательностей еще надо назвать Музей истории города Шлиссельбурга на Фабричном острове. Но, увы, мы туда ни разу не заходили…

Так же ни разу не был в самой крепости Орешек – как то так получалось, что мы оказывались на причале или слишком рано, или слишком поздно.

Поэтому Шлиссельбург, как экскурсионный объект, лично для меня ещё не исчерпан.

Затем мы возвращаемся на трассу М18 «Кола», опять проезжаем по Ладожскому мосту на правый берег Невы и сворачиваем на посёлок имени Морозова. Проезжаем посёлок, затем Ганнибаловку и Ладожский Трудпосёлок, поворачиваем направо, в пос. Коккорево  (бывш. Татарщина (с XVII века !!!)). Поселок растянут вдоль Ладоги, есть народный краеведческий музей. В нём массовое предложение копчёной, солёной и иной рыбы, а так же ночлега. За северной окраиной посёлка находится монумент «Разорванное кольцо», откуда в годы блокады машины выезжали на лед Ладоги.

Добраться к мемориалу можно по дороге: А128, 38 км, сев. Коккорево на выезде к Ладоге.

Автодорога, проложенная по льду, часто называется Ледовой дорогой жизни (официально — Военно-автомобильная дорога № 101 (№ 102)).

Дорога жизни — во время Великой Отечественной войны единственная дорога через Ладожское озеро. В периоды навигации — по воде, зимой — по льду. Связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной.

Всего на Дороге жизни установлено 7 монументов, 46 памятных столбов вдоль шоссе и 56 столбов вдоль железной дороги. Все эти сооружения входят в Зелёный пояс Славы.

Постановлением Совета Министров РСФСР № 624 от 4 декабря 1974 года расположенные на дороге от станции Ржевка до маяка Осиновец части мемориала в память обороны Ленинграда в 1941—1944 гг. «Зелёный пояс Славы» — 43 километровых столба на Дороге жизни, признаны памятниками истории.

«Разорванное кольцо» — мемориал, входящий в Зелёный пояс Славы, расположен на западном берегу Ладожского озера близ деревни Коккорево . Открыт 29 октября 1966 года. ( архитектор В.Г.Филиппов, скульптор К. М. Симун, инженер И. А. Рыбин). 9 мая 2014 в год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне после реконструкции мемориала на площадке под бетонными арками в чаше в виде пятиконечной звезды был зажжён Вечный огонь, доставленный сюда с Пискарёвского кладбища. Находится на 40 км шоссе Дороги жизни на Вагановском спуске, откуда автоколонны брали курс к восточному берегу бухты Петрокрепость Ладожского озера, и куда потом возвращались, преодолев расстояние в 30 километров.

Ладога в районе посёлка Коккорево.

Двигаясь по дороге на север, едем в Ладожское Озеро — посёлок при станции Ладожское Озеро во Всевожском районе Ленобласти (входит в состав Рахьинского городского поселения). Посёлок расположен на мысе Осиновец, отсюда его второе, неофициальное название — посёлок Осиновец.

Если на этом участке пути захочется стать на ночёвку, то надо иметь в виду, что в выходные дни сделать это непросто – практически все съезды к Ладоге заняты машинами и группами рыбаков. Да и в самом Осиновце пляж в северной части селения,

ближней к конечной ж/д станции Ладожское Озеро, заставлен палатками с компаниями отдыхающих. Приткнуться там место найдётся, но народ шумит и голивудит всю ночь, так что спокойно поспать вряд ли получится. Но если удастся найти незанятый съезд к Ладоге до Осиновца, то Вас ждёт прекрасная ночёвка на берегу озера.

Первое картографическое упоминание селения Осиновец, происходит на карте Санкт-Петербургской губернии Я. Ф. Шмита 1770 года.

Затем, более века оно оставалось безымянным, на картах селение на мысе Осиновец (Осеновец) обозначалось, как «рыбачьи избы».

В 1910 году на мысе Осиновец был построен маяк, вокруг которого вырос одноимённый посёлок.

В 1920-х—1930-х годах, название Осиновец было официальным, а маяк считался населённым пунктом:

ОСИНОВЕЦ — дачи-хутора Морьенского сельсовета, 7 хозяйств, 26 душ, все русские.

ОСИНОВЕЦ — маяк Морьенского сельсовета, 18 хозяйств, 33 души, все русские, посторонние — 111 душ. (1926 год).

Cогласно областным административным данным 1 января 1927 года в Ириновском (с 1928 года — Вагановский) сельсовете была образована деревня Озёрные.

В 1929 году к ней от станции Борисова Грива была протянута железнодорожная ветка и открыта станция Ладожское Озеро, ставшая конечной.

По административным данным 1933 и 1936 года, существовал посёлок Осиновец, который относился к Вагановскому сельсовету.

1 января 1939 года деревня Озёрные была преобразована в посёлок Ладожское Озеро Вагановского сельсовета.

По данным переписи населения 1939 года, такого населённого пункта, как посёлок Осиновец уже не существовало.

В годы войны в посёлке располагались:

  • Эвакуационные госпитали№ 269, 271, 1354, 1444
  • Полевой подвижный госпиталь№ 2234
  • госпиталь для легкораненых № 4171

В  2007 году в посёлке проживали 111 человек.

До посёлка можно доехать на электричке до станции «Ладожское озеро» (отправление с Финляндского вокзала).

В поселке можно посмотреть Музей «Дорога жизни», который находится между шоссе и Ладогой недалеко от Осиновецкого маяка. На территории музея открытая площадка с военной и транспортной техникой, несколько орудийных и зенитных башен, снятых с кораблей и позиций береговой обороны. В музее — экспозиция, посвященная истории Дороги Жизни.

 Музей капитально реновировали в 2015 году, к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Осиновецкий маяк — имеет высоту 70 метров, его лампы расположены на отметке 74 метра над уровнем озера. Занимает 9-е место в списке самых высоких «традиционных» маяков мира, подъём состоит из 366 ступеней. Построен в 1905 —1910 годах — столь долгий срок был вызван тем, что подрядчик, выигравший конкурс, разорился, а новых желающих осуществить столь сложный проект не нашлось, и в итоге маяк строился на скромные бюджетные деньги.

Световая характеристика маяка — вспышки белого, красного и зелёного цветов в зависимости от направления, свет виден за 22  морских мили (40,7 километров), мощность лампы — 500 ватт, интервал — 4 секунды, функционирует маяк с апреля по ноябрь. Предназначение маяка — отмечать западную границу входа в бухту Петрокрепость, из которой начинает своё течение река Нева.

Осиновецкий маяк служил важным ориентиром на Дороге Жизни во время Блокады Ленинграда (1941—1944).  Ныне относится к ведению Министерства обороны, поэтому огорожен и закрыт. Бухта, героически послужившая в годы Великой Отечественной,  и сейчас используется по назначению, но кораблики сейчас рыбацкие, старенькие, да и мало их. 

На берегу Ладоги, недалеко от маяка, рядом с волноломом, построен весьма пафосный гостинично-ресторанный комплекс с не самым демократичным ценником, куда подъезжают крутые тачки и причаливают не самые дешёвые катера и яхты.

Достопримечательностью является и памятник-паровоз Эш-4375, работавший на Дороге жизни (находится прямо на железнодорожной станции Ладожское Озеро), установлен в 1974 г., арх. В. И. Кузнецов.

В поселке есть прекрасный песчаный пляж, поэтому летом экскурсию можно совместить с купанием и загоранием. Надо учесть, что в Ладожском озере вода чистая, но достаточно холодная.

Дальше за посёлок, к сожалению, пока не пускают. А ведь там тоже интересно — устье р. Морье, бухта, остатки деревни и старинная церковь. Но пока эта территория в ведении МО.

Далее опять направляемся на север. Параллельно берегу Ладоги идёт дорога  41А-189, которая выводит на Васкелово – по ней ехать ни в коем случае не надо – это бывшая военная бетонка, где даже у лесовозов иногда колёса отваливаются. Надо повернуть через Рахью на Всеволжск и затем выехать на Приозёрское шоссе (трассу А121) в направлении Сортавалы.

Следующая наша остановка – Лосево.  Для меня знакомство с Приладожем началось в 1993 году с поездки на соревнования по Технике Водного Туризма в Лосево, на реке Вуокса. Место это для любителей «бурной воды» культовое. Десятки лет там проходили соревнования и тренировки туристов-водников, поклонников гребного слалома и просто любителей отдохнуть на природе.

Но современное Лосево – место с давней историей. В составе Финляндии оно называлось Кивиниеми (Kiviniemi).  До 1939 г. деревня Kiviniemi входила в состав волости Саккола Выборгской губернии (Финляндия). Топоним Kiviniemi в дословном переводе означает «Каменный мыс».

Протока («Лосевский порог»), проходящая под мостами, какой мы её видим в наши дни, образовалась лишь в середине XIX века. Поскольку озеро Суванто (ныне Суходольское) не имело стока в Ладожское озеро и их разделяла перемычка в виде широкой песчаной гряды, поросшей лесом, местные жители деревни Тайпале (деревня совсем рядом с Ладогой) решили в 1818 году прокопать канаву для стока паводковых вод озера Суванто в Ладогу.

В результате вода из Суванто устремилась в Ладогу мощным потоком, размывая берега канавы и превращая ее в реку. Так образовалась река Тайпалеенйоки (ныне – Бурная), дав новый сток Вуоксе, включающей в себя озеро Суванто, в Ладогу. Уровень Сувантоярви понизился за короткое время на 7 метров и протока Кивиниеми пересохла полностью (разница уровней составила 6 метров). Связь Суванто с Вуоксой прервалась.

Среди местных крестьян уже в 1820 годы зародились мысли прокопать новое русло, чтобы восстановить эту связь протокой. При успехе можно было рассчитывать, что в результате получится судоходное русло, ведущее с Ладоги и по всей Вуоксе до верхних порогов. Это оживило бы грузовые и пассажирские перевозки из Петербурга в центр Карельского перешейка.

Но этот проект был осуществлен позже, только в 1857 году, на деньги финляндского правительства. Работы по углублению русла с применением технологии подрыва были начаты за год до этого. Когда 17 сентября 1857 года вода пошла в русло новой протоки, строители поняли, что расчеты не оправдались. По плану, воды Вуоксы должны были пробить и углубить рукотворное русло. Но, на самом деле, порода оказалась слишком твердой, и местные жители получили непроходимый для судов порог длиной в 880 метров, с перепадом в 3 метра. Так протока Кивиниеми получила современный облик и стала основным звеном между системой Вуоксы и Ладожским озером, соединяющим их через Сувантоярви (озеро Суходольское).

В Финляндии порог Кивиниеми был государственным заказником, где разрешалось ловить рыбу, только купив официальную путевку-разрешение. Право промышленного лова, как правило, продавалось с аукциона и стоило больших денег. Арендаторы часто нанимали к себе местных рыбаков. Построенная на государственные деньги изба рыболовов находилась в верхнем течение порога. Там же сушились семужьи и сиговые мережи огромных размеров. Деликатесный улов до революции отвозили в петербургские рестораны, а после закрытия границы (1918) — в Хельсинки и Стокгольм

Что касается самого поселка, который располагается на обоих берегах протоки, то до 1940 года сторона к югу от порога носила название Суурикюля (Большая деревня), или просто южная сторона. Северный берег назывался Коскенпуоли (пороговой стороной). Самая северная его часть именовалась Савиоя (Глиняный ручей) — ныне Лососево. Северная сторона была очень густо заселена. Южный берег оставался почти пустым, и дома начинались на некотором расстоянии от порога.

Первый навесной мост через новое, образовавшееся после взрывных работ, русло перекинули в 1867 году. Держался он на железных цепях. Спустя двадцать лет в Германии был заказан новый железный навесной мост. В 1882 году его привезли по частям на лошадях со станции Перкъярви [ныне Кирилловское] и собрали над порогом в том самом месте, где находится современный бетонный автомобильный мост. Через протоку Кивиниеми в 1917 году перебросили железнодорожный мост.  Ветка железной дороги связала город Кексгольм (Кякисалми) с Петроградом. Одним из проектов переброски железнодорожного моста через Вуоксу было строительство его в месте сужения озера Суванто, возле деревень Хапарайнен и Лапинлахти (ныне Портовое и Ольховка). Там существует небольшой островок, который хотели использовать для переброски моста. Но строительство моста в этом месте посчитали нецелесообразным из-за слишком большой его протяженности. Был утвержден план строительства моста через Кивиниеми.

Станцию построили на северном берегу, рядом с озером Суванто, в устье порога. Летом 1914 года начались выемки грунта и первые поезда пошли уже через 3 года. Ради строительства станции на неудобном северном берегу пришлось заняться огромными земляными работами по выравниванию части холма и подготовке широкой площадки между холмом и озером для нужд вокзала и узловой развязки. Первый временный мост был деревянным и сгорел в 1918 году.

В первые дни советско-финляндской войны 1939—1940 годов мосты через Вуоксу в Кивиниеми приобрели стратегическое значение. По ним шла эвакуация мирного населения с южных берегов Вуоксы и Суванто и проходили подкрепления, шедшие к линии фронта. Пассивность авиации Красной Армии в начальный период войны уберегла мосты от разрушения, и только 6 декабря, в день Независимости Финляндии, оба моста были взорваны финскими саперами. Северный берег Кивиниеми, входивший в систему обороны «Линии Маннергейма», являлся опасным местом вследствие близости южного берега. В русле порога уродливо возвышались фермы двух взорванных мостов. В период 1940—1941 гг. мосты были восстановлены. Железная дорога функционировала на всем своем протяжении, вплоть до новой границы. Протока Кивиниеми-коски стала на время административной границей между Ленинградской областью и Карело-Финской ССР. Таким образом, северная часть поселка оказалась в составе КФССР, а южная — в составе Раутовского района Ленобласти.

Наступление Советской Армии летом 1944 года решило судьбу древнего поселения в очередной раз. В 1945 г. в состав Ленобласти вошли три ранее принадлежавших КФССР района, в том числе и Кексгольмский.

Протока стала теперь разделять Раутовский и Кексгольмский районы Ленобласти. В процессе переименования южная часть деревни Кивиниеми получила изначально название «Каменная», затем «Варжково», и, наконец, просто «Варшко». Северная часть деревни в ходе послевоенного укрупнения, вероятно, вошла в состав деревни Тикансаари, вместе с которой и получила наименование «Речная». Позднее деревне присвоили наименование «Лосево» (обоснование не обнаружено). Можно предположить, что название было просто продублировано и переведено из приграничной деревни Ярвенкюля Яскинского (ныне Выборгского) района, переименованной в 1948 г. в «Лосево»

Лосево и сейчас является, фактически, курортным местом, очень популярным у жителей Санкт-Петербурга (и не только). На берегах Лосевского плёса Вуоксы и Суходольского озера расположено большое количество турбаз, баз отдыха, котеджных посёлков, минигостиниц, рафтинговых баз и парков экстремального отдыха, предлагающих сплав, т.е. «рафтинг в Лосево».

Стать лагерем «диким образом» сейчас можно, пожалуй, только на берегу Суходольского озера с «Приозёрской» стороны (если там будет место).  А так – придётся искать место в кемпинге. Строительство 2-й нитки железной дороги и 2-го Ж/Д моста ситуацию с ничейным пространством в Лосево очень усложнило. Но сам порог никуда не делся и по прежнему является прекрасным местом для проведения соревнований и тренировок по всем видам бурноводной активности. 

Получить свою дозу удовольствия от катания по порогу могут не только спортсмены, но и все желающие. 

Да и для любителей рыбалки здесь тоже раздолье. Одно Суходольское озеро чего стоит!

Суходольское озеро (до 1950 года — Суванто или Суванто-ярви, фин. Suvantojärvi) — озеро в Приозёрском районе Ленинградской области на севере Карельского перешейка. Является частью озёрно-речной системы Вуокса. Расстояние от Санкт-Петербурга по трассе — 95 км. Ближайшие железнодорожные станции: Лосево и Громово. От них к озеру ведут несколько асфальтовых и грунтовых дорог.

Около озера находится комплекс древних культовых камней и святилищ времён каменного века.

Суходольское озеро обладает большими рыбными запасами. Наиболее встречающиеся виды рыб: лещ, плотва, налим, густера, ерш, окунь, щука, уклейка. Реже попадаются: судак, язь, чехонь, елец, сиг, лосось, хариус, форель (сиг и хариус — лицензионный лов, лосось — полный запрет на ловлю). Но товарищи браконьеры потихоньку ловят сига.  Лосось сейчас практически не попадается даже им.

На озере часто проводятся соревнования туристов-парусников. Мероприятие весьма зрелищное. 

Так же, во время различных слётов и фестивалей, на Суходольском озере иногда проводят и соревнования по кануполо. Так же интересное и увлекательное мероприятие.

Интересности этого кусочка Приладожья описанными точками не ограничиваются. В лесах огромное количество фортификационных обектов (линия Маннергейма, КаУР и пр.), старинные усадьбы, памятники природы. Но ведь перечень субъективный, а время путешествия ограничено.

Поэтому наш путь лежит дальше, на Север. Об этом в следующей части.

 


Комментарии: