Школа активного образа жизни
Календарь
Сентябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Авг    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Статистика

Золотое колечко Гомельщины к 8-му марта.

На этой фотографии — не снег!…

Для нас отмечать 8-е марта в путешествиях стало традицией. В самом деле, грех не использовать праздничный выходной день. Вот и в этот раз решили прокатиться по «Золотому кольцу Гомельщины», а точнее – по «Малому Золотому кольцу».

Из Гомеля выехали в 8.25 и уже в 8.50 въезжали в Поколюбичи.

Поколюбичи (белор. Пакалюбічы) — деревня, центр Поколюбичского сельсовета Гомельского р-на Гомельской области. Первое письменное упоминание населенного пункта Поколюбичи встречается в реестре ревизии господарской Гомельской волости Великого княжества Литовского в 1560 году. После 1-го раздела Речи Посполитой в 1772 году в составе Российской империи. Деревня большая, по данным на 2004 год — 1057 хозяйств, 3204 жителя.

Точнее было бы назвать Поколюбичи селом – здесь есть Храм преподобного Никиты исповедника (престольный праздник: день памяти преподобного Никиты исповедника, епископа Халкидонского (10 июня)).  В 1994 году, по благословению владыки Аристарха, епископа Гомельского,  здесь воссоздана православная община.  В этом же году местные жители обратились к властям с просьбой передать им деревянный дом — пустующее помещение деревенского Фельдшерско-Акушерского пункта (ФАПа), чтобы устроить в нём   храм. Эта просьба была удовлетворена.

Общинники собственными силами и за собственные средства  прозвели ремонт и реконструкцию здания, благоустройство территории, пристроили  алтарную часть, приобрели  иконы и богослужебные принадлежности.  17 января 1995 года новый храм был освящён и в нём возобновились богослужения.  Сейчас храм выглядит весьма прилично – видимо сказывается численность прихода и близость Гомеля.

Так же 18 — 19 января 2017 года, в день Крещения Господня, «по благословению Преосвященнейшего Стефана, епископа Гомельского и Жлобинского в агрогородке Поколюбичи состоялось открытие водосвятной купели», расположенной на месте где «бьют» природные водные ключи.

Но лично у нас после осмотра места купания ни малейшего желания окунаться в воду сомнительной чистоты и цвета не возникло.

После осмотра культовых объектов мы пересекаем дорогу Р30 и, проехав мимо памятника погибшим в годы Великой Отечественной Войны, оказываемся около ГУ «Гомельский историко-краеведческий музей» (Поколюбичи). Музей в связи с праздничным днём закрыт, но это не сильно огорчает – в нём бывать уже приходилось, и его экспозиция не сильно впечатлила, в отличие от установленной перед музеем в 2016 году военной техники.

Конечно, техники мало, но зато мы имели возможность вволю по ней полазить.

А для меня Поколюбичи ассоциируются с исторической былью-анекдотом.

19 февраля 1861 года указом Александра II в России была начата реформа по освобождению крестьян.
На волю их отпускали не сразу, а «поэтапно». Для начала они переходили в так называемое «временнообязанное» положение, при котором продолжали нести прежние повинности помещику. Лишь перейдя на выкуп, крестьяне выходили из-под его власти. При этом и свою землю, и фактически личную свободу люди должны были выкупать за большие деньги, в несколько раз превышавшие реальную рыночную стоимость земли. Но и при таких условиях помещикам очень не хотелось делиться угодьями со своей вчерашней «крещеной собственностью». Не желал этого и князь Паскевич…
Из 395 человек, проживавших в Поколюбичах, на 55 душ князь Паскевич земли не выделил вообще. Кроме того, он заставлял крестьян подписывать какие-то бумаги. Отказавшихся пороли розгами, даже старикам давали по 70 ударов. Возможно, приученные розгами к безропотной покорности селяне смолчали бы и на этот раз, но в деревню вернулся с военной службы отставной солдат. Солдат этот растолковал односельчанам, что Паскевич их с землей просто «кинул». И даже помог составить жалобу на имя самого царя-батюшки. «…И избавь нас от телесного наказания и тиранства», – умоляли жители Поколюбичей царя.
В 1866 году (да-да! Через 5 лет после «дарования свободы») жалоба ушла в Петербург, а оттуда ее переслали для дальнейшего разбирательства…самому князю Федору Ивановичу. Паскевич разобрался – наиболее активных жалобщиков подвергли порке на княжеской конюшне.

В общем, за 150 лет принципиально ничего не поменялось!

Ну а наш путь лежит в деревню Хальч — центр Хальчанского сельсовета Ветковского р-на Гомельской области. Расположена деревня Хальч на правом высоком берегу реки Сож. Результаты археологических раскопок свидетельствуют о том, что первые люди поселились здесь еще примерно в пятом веке до нашей эры. Об этом говорит и охранная табличка, стоящая на территории усадьбы. Предполагают, что название «Хальч» имеет балтское происхождение: основателями Хальча вполне могли быть варяги (а могли и не быть). Впервые Хальч упоминается в 1437 г., когда великий князь литовский Свидригайло Альгердович подарил его предку Халецких Павлу Мишковичу. По наименованию наиболее крупной деревни имения — Хальча — представители этого рода стали зваться Халецкими.

В Хальче мы сперва подъезжаем к церкви в честь Архангела Михаила. Она стоит на высоком обрывистом берегу Сожа, рядом с кладбищем.

Построена на пожертвования местных жителей и руководства деревни. Даже были пожертвованы два домовых сруба на новую церковь. 26 ноября 1991 года, состоялось освящение новопостроенного храма в честь Архангела Михаила.

Пройдясь по кладбищу, подумав о вечном и осмотрев церковь, мы подъехали к главной достопримечательности Хальча – усадьбе Халецких, затем – Войнич-Сеножетских.  Усадьба является памятником архитектуры республиканского значения.

В истории усадьбы в миниатюре отражается история Беларуси.

Приняв в 1685 году по приглашению хозяина Хальча и окрестностей — мозырского старосты Казимира Халецкого русских старообрядцев во главе с московским священником Кузьмой, история этих мест начала закручиваться в клубок разнообразных событий. Старообрядцы подыскивали себе безопасное место вдали от царских глаз. Для Халецкого это оказалось весьма выгодным: незаселенные, большей частью лесистые земли стали приносить доход. Кроме того, с середины XVII века на территории княжества постоянно происходили магнатские «разборки», затрагивавшие практически все местное население. Частные армии совершали опустошительные набеги на «вражеские» города и села, заодно разоряя и соседние, нейтральные к этим конфликтам территории. Спасеньем в этой ситуации могли быть только собственные вооруженные отряды, для которых требовались людские ресурсы, которых не хватало. Предлагая старообрядцам защиту от Москвы, Халецкий надеялся на ответную помощь. Вскоре сын Казимира Халецкого Михаил попросил старообрядцев оказать ему ответную услугу. Один из его ближайших соседей, новогрудский воевода, генерал-лейтенант Николай Фаустин Радзивилл решил силой захватить Хальчинское имение. С этой целью он собрал большое войско, в большинстве своем состоящее из вооружённых крепостных крестьян, которому и должны были противостоять отряды старообрядцев. В исторических документах решающая битва описана так: «Староверы вступились за своего помещика, учинили страшный бой и окончили его жутким пролитием крови». Эта победа сделала Халецких знаменитыми на всю страну и на долгое время обезопасила их владения от посягательств врагов, а в середине XVIII века Радзивиллы уже были не прочь породниться с Халецкими.

Начало этому положил маршалок Литовского Трибунала (председатель Верховного суда), генерал-майор Альбрехт Радзивилл, который женился на Анне Кунегунде Халецкой. Позднее и Халецкие стали брать себе в жены представительниц этого знаменитого рода. В конце XVIII века на средства, полученные в виде приданного за княжну из рода Радзивиллов и от продажи Ветки князю Михаилу Станевичу Халецкий начал строительство собственной роскошной резиденции, место для которой он выбрал на восточной окраине Хальча, на высоком мысу, который возвышался над рекой более чем на десять метров.

Дворец представлял собой компактное двухэтажное здание в классическом стиле. Первый этаж был кирпичный, второй сделан из дерева. Визуально это не было заметно: оба этажа были тщательно оштукатурены и покрашены в один цвет — сначала белый, затем красный. Центр парадного фасада дворца был выделен красивым портиком ионического ордера. Последний имел как бы три яруса. На уровне первого этажа это были шесть массивных четырехгранных столба, на которых покоился просторный балкон второго этажа с кованой решеткой и тонкими, изящными колоннами, поддерживающими треугольный фронтон с полукруглым окошком в центре. Еще более оригинальный вид был придан неизвестным ныне архитектором парковому фасаду дворца. На первом этаже разместили большую полукруглую террасу на сводчатой арочной основе цокольного уровня, окруженную балюстрадой и имеющую по бокам две лестницы, полого спускающиеся в парк. По периметру террасы установили восемь простых колонн, поддерживающих открытый балкон второго этажа. Сюда выходили застекленные двери главного бального зала, где в летние вечера устраивали танцы и концерты. С восточной стороны к торцу здания позднее была сделана небольшая одноэтажная пристройка с дополнительным входом, крышей которой служила еще одна открытая терраса с видом на речные дали. Стены и наличники первого этажа фасадов были украшены так называемой «рустовкой» (имитация под природные каменные блоки, немного выступающие на гладкой поверхности стен). Прямоугольные оконные проемы второго этажа завершались плоскими полукруглыми нишами, что также создавало впечатление праздничного убранства всего комплекса. Внутренняя планировка дворца представляла собой коридорную схему размещения помещений, главный зал и прочие парадные помещения располагались на втором этаже.

Среди многочисленных именитых гостей, посещавших Хальч в начале XIX века, был, например, сенатор Н. П. Румянцев, чей шикарный гомельский дворец не мог не стать идеальным образцом для подражания.

Строительство усадьбы было завершено к началу XIX века. Первоначально, в усадебный комплекс входили располагавшиеся по бокам от усадебного дома Халецких два деревянных одноэтажных флигеля с портиками на торцах. Вместе они создавали небольшой полуоткрытый парадный двор, в центре которого располагался овальный зеленый партер с большой круглой цветочной клумбой посередине. Имелись так же конюшни и хозяйственные постройки.

За дворцом на крутом склоне, укрепленном посадками сирени, были созданы шесть террас также с цветочными клумбами и декоративными кустарниками. С одной из них узкий проход вел в специально вырытую в толще холма и выложенную камнями пещеру, которая освещалась факелами. Спускаясь с террасы на террасу по каменным ступенькам, можно было попасть на лодочную пристань и в купальни. Вокруг комплекса был разбит прекрасный пейзажный парк общей площадью около пятнадцати гектаров. Он занимал окрестные приречные возвышенности и тянулся вдоль Сожа почти на два километра. К парадному входу от въезда в усадьбу вела широкая липовая аллея. Рядом с дворцом находился обширный фруктовый сад, а в глубине парка были спрятаны многочисленные хозяйственные постройки.

До наших дней сохранился лишь главный усадебный дом.

В 1887 году усадьбу Халецких в деревне Хальч посетил Наполеон Орда, который сделал зарисовку усадьбы. Она сохранилась до наших дней. Но приезжал Наполеон Орда уже не к Халецким. В войне 1812 года род Халецких поддержал войска Наполеона и после его поражения под Москвой Халецкие были вынуждены навсегда покинуть Родину. Усадьба Халецких в деревне Хальч была конфискована и продана представителю рода Войнич-Сеножетских. До 1851 года усадьбой владел польский шляхтич Платон Войнич, после 1851 года – Александр Сеножетский. Именно он во время восстания К. Калиновского прятал в своей усадьбе повстанцев. Последним владельцем усадьбы являлся Зигмунд Войнич-Сеножетский, прославивший Хальчинскую усадьбу блестящими балами и охотами.

В советские времена усадьба Халецких в деревне Хальч стала приютом для беспризорников. Позднее в ней располагалась тюрьма НКВД, где содержались «враги народа». Ещё позже бывшая усадьба стала тюрьмой для женщин с детьми. Позднее тюрьма была расформирована и бывший Хальчинский дворец сначала стал клубом, а потом и конторой местного колхоза. Сегодня усадьба Халецких в деревне Хальч находится на балансе Гомельского дворцового комплекса. Здание находится в плачевном состоянии – последняя реставрация проходила в далеких 1972-1973 годах. Якобы начавшаяся в 2012 году реконструкция видимого результата пока не принесла. Прошедшие в 2016 году две акции волонтёров дали некоторый эффект (больше медийный), но усадьба требует совсем других сил и средств. 

В 1880 году в Хальче было 1599 жителей, 253 деревянных дома, деревянная православная церковь архангела Михаила, каменный винодельческий завод. Два раза в год организовывались 3-х дневные ярмарки: Петровская (29 июня) и Михайловская (21 ноября). Первая из них с оборотом более чем в сто тысяч рублей считалась одной из крупнейших в Белоруссии.  Поддерживал Хальч и стародавние связи с соседней Веткой. Через Сож была устроена даже паромная переправа, по которой ежедневно перевозили более десятка тонн грузов. В 1886 году в местечке Хальч Ветковской волости Гомельского повета было 173 двора, 1072 жителя, 700 десятин земли, на которых располагались церковно-приходская школа, три ветряные мельницы, 85 лавок.  Жители местечка занимались земледелием, сплавом леса, перевозом и торговлей.

Так же на территории бывшей усадьбы располагается ещё одна, самая распространённая в Беларуси печальная достопримечательность.

Покидаем усадьбу и по идущей в узком овраге дороге спускаемся к Сожу. Летом здесь берега усеяны рыбаками, а сейчас только льдины проходящего ледохода трутся о береговые кусты.

А ещё Хальч популярен у местных «язычников» и прочих ревнителей «традиционной народной культуры», в частности гомельской краеведческой организации «Талака» —  одной из самых старых белорусских этнографических групп. На протяжении десятилетий «толоковцы» ежегодно собираются в урочище Зибень, чтобы провести короткую купальскую ночь по традиции наших предков.

В урочище когда то было  языческое капище. Круглое святилище распологалось в 700 м от села на высокой террасе над озером-старицей Шаманский Заружак в урочище Зибень. Местные жители назвали этот памятник Красной Горой, а его окрестности до сих пор кое-кто считает обиталищем разной нечистой силы – русалок и волшебных коней, которые якобы ночью выходят из мрачного оврага Гецев Ров погулять по воде.

Нам же некогда искать всякую нечисть — мы покидаем Хальч и едем в Ветку. Езды 5 – 7 минут. Но перед осмотром местных достопримечательностей заворачиваем в «Евроопт», благо он удобно расположен на въезде в город,  — сегодня же праздник. Купив необходимые атрибуты праздника, начинаем осмотр достопримечательностей.

Информации про Ветку в интернете огромное количество, бываем мы здесь так же довольно регулярно, поэтому предложу Вам относительно небольшую справку о Ветке и несколько фото с  комментариями.

Город основан в 1685 году русскими староверами, бежавшими от преследования царских властей после проведения церковных реформ патриархом Никоном. Существует ряд мнений о происхождении названия города Ветки. Согласно одному из них, город был назван Веткой, так как русло реки Сож на месте города разветвляется, как ветка дерева. По другой версии во время прихода старообрядцев на месте поселения были густые, ветвистые хвойные леса. Если верить третьей версии, то Ветка — это малая ветвь Москвы. Жившие здесь староверы — все те же москвичи. Они стремились во всем подражать Москве и даже главную площадь в Ветке назвали Красной площадью. По ещё одной версии, старообрядцы спасались на плотах по реке от погони царского войска. После долгих дней путешествия старообрядцы, положившись на божью милость и вознеся свои молитвы, пустили по течению реки ветку дерева. «К коему берегу прибьется волнами сия ветвь, там и быть нашему поселению, ибо это будет указанием божьего перста», — решили беглецы. После того как ветку прибило волнами к левому берегу Сожа, старообрядцы, обнаружив, что место это сильно заболочено, стали рубить свои первые избы на возвышенностях, находившихся в некотором отдалении от русла реки. А у самого берега, на большом дереве, была поставлена икона…

Ветка стала центром староверов на Полесье. Царские войска дважды (в 1735 и 1764 гг.) сжигали Ветку, жителей выселяли в восточные российские губернии. С 1772 г. Ветка  в составе Российской империи, с 1784 года – местечко Белицкого, с 1852 г.– Гомельского уезда.  В  1868 году  здесь  открыто  женское,  а  в  1874  году  мужское  народные  училища. С  1919  года  Ветка  в  составе  Гомельского  уезда  РСФСР,  с  1925  года  получила  статус  города,  с  1926  года  в  составе  БССР,  с  8  декабря  1926  года  стала  центром  района.

В XVIII веке в Ветке сформировались местные традиции иконописи и оформления рукописной книги, сложилась самобытная школа ветковской резьбы по дереву.

1 ноября 1987 г. в городе открылся музей народного творчества (в конце 2012 года Ветковский музей народного творчества переименован в музей старообрядчества и белорусских традиций). Уникальная коллекция и своеобразная экспозиция, объединившие разнообразные предметы, – от древних икон и книг до современных узорных рушников, – привлекают многих туристов. Основатель музея – Шкляров Фёдор Григорьевич (1925-1988 гг.), уроженец и житель Ветки, страстный почитатель и пропагандист местной культуры. В 1960 – 1970-х гг. он собрал коллекцию, которая положила начало музею, расположенному на Красной площади Ветки в бывшем доме купца Грошикова. Сегодня фонды музея насчитывают 8 тысяч экспонатов. Многие из них уникальны – это, в первую очередь, иконы. Каждая рама – киот на иконе выполнялась тончайшей резьбой по дереву в традиционном образе райского сада с гроздьями винограда, яблоневыми цветами, розами и листьями – и покрывалась сусальным золотом. Это уникальное наследие ветковских мастеров- старообрядцев.  Уникальны и старопечатные книги, издания Ивана Федорова и Петра Мстиславца,  Андроника Тимофеева Невежи и Василия Гарабарды, а также рукописи 16-20 веков.  В Ветковском музее хранится «Анфологион» – первая киевская книга, изданная в 1619г., которой нет даже в Киевском музее книги.

Автору поста известна и альтернативная версия создания Ветковского музея, но это из разряда «устной истории».

Музей по случаю праздничного дня был закрыт, поэтому сфотографировавшись у резных музейных ворот – тоже достопримечательность – пошли дальше к Спасо-Преображенской церкви. Она является, если можно так выразиться, «архитектурной доминантой центральной части города».

Церковь построена в первой половине 1990-х годов и имеет несколько, скажем так, необычный вид. Внутри она производит гораздо более благоприятное впечатление. Перед церковью стоит разбитый колокол и камень «В память о населённых пунктах прекративших своё существование после Чернобыльской аварии». Список населённых пунктов впечатляет, хоть и видели его много-много раз.

Затем мы побывали у бывшего дома основателя Ветковского музея Ф. Г. Шклярова. Рассказал своим спутникам пару легенд, связанных с резьбой на домовых воротах его дома.

Потом проехали по городу, посмотрели и пофотографировали домовую резьбу и наконец добрались до старообрядческого кладбища, или, как его иногда называют, «Маскоўскіх могілак».

На них так же доводилось бывать раньше. Прошлись по кладбищу, посмотрели могилу основателя Ветковского музея Фёдора Григорьевича Шклярова,

другие знаковые могилки. Вспомнили надгробья купцов Гусевых в Елионке, что на Брянщине.

Порассуждали о различиях и сходствах в погребальных обрядах разных мест и конфессий. На некоторых могилах лежат камни.

Они имеют вид средней величины булыжников, их наличие и место на могилах не зависит от пола или возраста умершего. Камни можно увидеть и на могилах с крестами, и, реже, с памятниками. Наиболее распространенным можно считать восприятие данной традиции как прямой аналогии евангельской истории: камень кладут на могилу, так как могилу Христа, по Евангелию, также закрыли камнем.

Так же привлекло внимание и расположение креста на могиле. Ориентация умершего в могиле одинакова на всем православном пространстве — так, чтобы смотрел на восток. Иная ситуация с расположением креста — в ногах умершего или в голове. Некоторые исследователи считают, что наличие двух традиций – это отражение существования языческого или христианского видения ситуации. Установление креста в голове – это дошедший до нового времени языческий обычай ставить крест или камень в голове умершего, с тем, чтобы нечистая сила не могла добраться до умершего. Установление же креста в ногах – чисто христианская традиция, связанная с христианским учением о воскрешении умерших. Основным аргументом сторонников установки креста в ногах является видение ситуации при втором пришествии: когда всем придет время устремиться на восток, лежащие под таким крестом ухватятся за крест и легко поднимутся из могилы. На всех старообрядческих захоронениях крест располагался в ногах.

Заметили улучшения, прошедшие на кладбище с лета прошлого года – делают новую кладбищенскую ограду. Каменные столбики ограды уже переложили заново. И отдав своеобразный долг памяти усопших, поехали дальше, в очередной раз подивившись креативным представлениям об астрономии автора макета солнечной системы, украшающего выезд из Ветки на Добруш.

По дороге остановились недалеко от знаков «Радиационная опасность», что бы спокойно отпраздновать 8-е марта. Получилось очень хорошо и душевно.

В 14.30 мы торжественно (ну почти) въехали в Добруш.

Добруш достоин (и требует) отдельного путешествия (и рассказа о нём).

Мы же сразу зарулили к городскому кладбищу «Дубы» (ну а куда же ехать в праздничный день?). На самом деле место путешественниками мало посещаемое, а зря – оно весьма интересно. А то что путешествие приобрело несколько некрополистический оттенок – так праздник же!

На кладбище располагаются 4 официальных достопримечательности. Самая интересная из них — памятник природы республиканского значения «Обнажение «Добруш», 3 остальные — могила Героя Советского Союза Ф.М.Хлуднева, братская могила 222 воина и братская могила 48 воинов, 1941-1944 год.

Имеются и неофициальные достопримечательности — захоронения  схиархимандрита Феодосия (Мельниченко) (+1949 г.), иеромонаха Германа (Журавлева), а также насельниц Добрушского Чонско-Макариевого монастыря. Интересно и захоронение англичанки Маргариты Дункан, скончавшейся 11 апреля 1850 года в возрасте 80 лет. Кем она была, каким ветром её занесло в Добруш – кто знает?

Кстати, в отличие от Ветки, здесь надгробья практически на всех могилах расположены в головах. Ещё одна интересная особенность – легко определить захоронения людей, имевших отношение к Добрушской фарфоровой фабрике (одному из градообразующих предприятий) – их памятники «украшены» кусочками битой посуды (кружек, тарелок, чайников и т.п.).

 

Были и другие моменты, оставившее нас в неведении. Что это за камень?И при чём тут «Ёжик»?  Осмотрев «могилки», полюбовавшись весенней Ипутью, померяв обхват старых деревьев – на кладбище имеются не только 400 летние дубы, но и липы того же возраста, мы отправились дальше.

На минутку остановились в центре города, взглянули на здания бумажной фабрики, построенные в псевдоготическом стиле в конце 19 века, зашли в парк на острове, омываемом водами Ипути (в нём расположены довольно милые небольшие скульптуры разных живых существ типа зверей) и отправились дальше. В Добруше на фарфоровой фабрике есть довольно интересный музей, но по раздникам и выходным дням он, к сожалению, закрыт.

Добруш называют городом тринадцати мостов. Ипуть разбивается на многочисленные рукава, образуя острова и затоки, которые оплетают город. А мосты, большие и маленькие, соединяют части города в одно целое. Такое количество мостов, которое есть в Добруше, почти не встречается в маленьких городках, подобных ему. Мы проехали по 3-м из них, взглянули из окна машины ещё на несколько.

В 15.40 мы были в Женском Свято-Иоанно-Кормянском православном монастыре находящемся в деревне Корма Добрушского района Гомельской области.

В 1760 году, когда деревней Корма владели польские магнаты Чартарийские, жители построили деревянную церковь во имя Покрова Богоматери, но к концу ХІХ века она обветшала и не вмещала всех прихожан. Тогда и приняли решение о возведении новой церкви. Выбирая место для строительства, жители деревни обратились за советом к чтимому всем окрестным людом отцу Иоанну Гашкевичу. Он посоветовал настоятелю прихода протоиерею Петру провести три дня в посте и молитве, чтобы узнать волю Божию о месте сооружения храма. Люди послушались совета священника, и вскоре в центре деревни в одном месте стало появляться видение горящих свечей. Новый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы был построен в 1897 году.

В последние годы деревня Корма известна не только в Беларуси, но и за её пределами благодаря почивающим в Покровской церкви нетленным мощам святого Иоанна Кормянского, причисленного православной церковью в 1998 году к лику Святых земли белорусской.

Впрочем, и в случае обретения мощей Преподобного Иоанна Кормянского не всё было так просто, но любопытствующим – дорога в интернет.

Ныне Корма – обычная и сравнительно живая деревня в которой людям, как и везде, особо нечем заняться.

Помолившись и набрав святой воды в Источнике Святого Праведного Иоанна Кормянского, едем в Огородню Кузьминичскую, где служил и был похоронен отец Иоанн Гашкевич (преподобный Иоанн Кормянский).

Огородня – большая деревня, состоящая из 2-х разделённых ручьём частей – Огородни Гомельской и Огородни Кузьминичской.

История деревни Огородня-Гомельская берет свое начало с  раскола Русской церкви 1650-х — 1660-х годов, связанной с реформой патриарха Никона.  В конце 17 века сюда пришли и поселились бежавшие из Москвы старообрядцы. Москвичи — люд торговый,  и на благодатной земле начали выращивать овощи, которые везли водным и колесным путем в Гомель. Поставки овощей были обильными, и впоследствии деревню начали называть «гомельским огородом», а затем название  трансформировалось  в Огородня-Гомельская.

Деревня Огородня-Гомельская известна с XVIII века. Находилась она в составе Речицкого повета Минского воеводства ВКЛ. После 1-го раздела Речи Посполитой (1772 год) она находилась в составе Российской империи в Гомельской волости Белицкого повета Могилёвской губернии. С 1775 года деревня находилась во владении фельдмаршала графа П. А. Румянцева-Задунайского. С 1834 года во владении фельдмаршала графа И. Ф. Паскевича. В 1798 году в Добрушской экономии Гомельского имения.

Во 2-й половине XIX века работали хлебозапасный магазин и пенькотрепальная мастерская. В 1897 году — 3 молитвенных староверческих дома, 3 пенькотрепальни, ветряная мельница, кирпичный завод, 20 лавок, 2 корчмы. В 1907 году в деревенской школе было 120 учеников.

С 1908 года по 9 мая 1923 года центр Кормянской волости Гомельского повета.

С 1910 года работал телеграф.

Деревня разрасталась и богатела. Правый берег начали осваивать переселенцы из близлежащих деревень Кузьминичи и Васильевка, и по аналогии назвались Огородня- Кузьминичская. Уже к 1914 году по берегам реки  проживало около 10 000 человек. Деревни превратились в огромное село с церковью на правом  и молельным домом на левом берегу. Богатые и добротные кирпичные одноэтажные и двухэтажные дома окружали рыночную площадь, на которой располагались лабазы (лавки) и подвалы. По выходным дням на рынок съезжались со всех окрестных деревень крестьяне, а также приезжали цыгане и бродячие артисты.

Немецкая оккупация 1914 года большого вреда не принесла, немцы пришли и через небольшой отрезок времени ушли из деревни.

С 8 декабря 1926 года центр Огородня-Гомельского сельсовета Добрушского, с 4 августа 1927 года Тереховского, с 12 февраля 1935 года Добрушского районов Гомельского округа, с 20 февраля 1938 года Гомельской области.

С 1926 года в деревне работали начальная школа и отделение связи. Входила в состав Круговец-Калининского сельсовета Краснобудского района Гомельского округа.

Первым ударом по деревне явилась коллективизация, множество людей было раскулачено и сослано. Было образовано два колхоза. Правобережный колхоз созданный в 1929 году назывался «Красный ударник». В деревне находились паровая мельница, 3 ветряных мельницы, конная круподробилка, кузница.

Во время Великой Отечественной войны 379 жителей села ушли на фронт и 349 из них пали смертью храбрых. Оккупанты сожгли деревню и убили 11 жителей. В боях за деревню в сентябре 1943 года погибли 37 воинов и 1 партизан, они были похоронены в братской могиле в центре деревни. В Огородне установлены 2 памятника: погибшим воинам-освободителям и не вернувшимся воинам-односельчанам.

Война 1941-45 годов практически стерла деревню с лица земли, ведь после войны уцелели только кирпичные стены и каменные трубы печей. Люди, возвратившиеся в деревню после ухода немцев, жили в землянках. Но церкви были не разрушены и не разграблены.

Свято-Никольская церковь, в которой служил протоиерей Иоанн Гашкевич (Кормянский), была сожжена в 1956 году на глазах у жителей. По рассказам очевидцев, ее поджег местный учитель.

После войны из двух колхозов сделали один, а в районе 1959 года колхоз стал отделением колхоза «Победа» («Оборона») с центром в Корме. Размещались средняя школа, библиотека, родильный дом, аптека, больница, ветеринарный участок, отделение связи, сепараторный пункт, швейная мастерская.

В Огородне Гомельской единственная достопримечательность – купеческий дом, в  котором до последнего времени находилась сельская библиотека. Дом построил зажиточный крестьянин Григорий Лаврентьевич Кобызев в 1886 году (эта дата значилась на флюгерах, остатки которых сегодня торчат над крышей). Жил там с женой, тремя сыновьями и тремя дочерями, работали сами, в сезон нанимали батраков, кормили город, богатели. В тридцатые годы у них все отобрали. Старшие Кобызевы перебрались после этого в Гомель и умерли в начале сороковых, сыновья погибли в войну, дочери умерли в шестидесятые. О потомках информации нет.

Во время Великой Отечественной Войны здание, как и вся деревня Огородня-Гомельская, было полуразрушено. После попадания снаряда в здание почти все внутренне убранство было уничтожено. В 50х годах здание отремонтировали и использовали то под танковую учебную часть (ездили по деревне на Т-34), то под сельский совет и магазин. Последние 40 лет, до 2014 года, здание использовалось как сельская библиотека и музей. Именно благодаря библиотеке здание купеческого дома уцелело и сохранилось. Судьба других домов в деревне оказалась печальной. Еще в начале 2000-х годов развалины их стен украшали центральную улицу, но ни одно из них не уцелело. В 2016 году здание бывшей сельской библиотеки было продано с аукциона и сейчас идет процесс его восстановления и реконструкции.

Мы проезжаем Огородню-Гомельскую и въезжаем в Огородню-Кузьминичскую, чтобы посетить могилу Иоанна Кормянского. На месте Николаевской церкви сейчас установлен дубовый крест, небольшая капличка — на месте захоронения Иоанна Гашкевича (св. Иоанна Кормянского),  до перенесения его мощей в Покровский храм монастыря в деревне Корма.

Прибыв на место видим людей, делающих разметку на месте, где стояла Никольская церковь. Поговорив с работающими, узнаём что по благословению владыки Стефана здесь по размерам бывшей Никольской церкви будет сделана площадка для отмечания 100 летия со дня преставления Святого Праведного Иоанна Кормянского. Сюда 31 мая придёт Крестный ход из Кормы. Восстанавливать церковь пока не будут – приход небольшой, людей мало.

Отдав должное памяти преподобного отца Иоанна, двигаемся далее.

Наша следующая цель — деревня Красный Партизан (белор. Чырвоны Партызан, до 6 декабря 1938 года — Плутовка) — деревня в Ленинском сельсовете Добрушского района. На юге и востоке граничит с лесом (урочище Красная Знаменка).

По письменным источникам известна с 16 как деревня в Речицком повете Минского воеводства Великого княжества Литовского. Согласно привилегии Сигизмунда II Августа от 9 августа 1560 года во владении Левонтовичей.

После 1-го раздела Речи Посполитой (1772 г.) в составе Российской империи. В 1795 году упоминается в ревизских материалах. В 1845 году помещик Мусман, который владел селом, ходатайствовал перед губернатором о разрешении на проведение ярмарки. В 1873 году действовали круподробилка и хлебозапасный магазин, с 1874 года — маслобойня. В 1880 году. Помещик владел 846 десятинами земли. В результате пожара 20 августа 1883 года сгорели 44 двора и 4 гумна с зерном. Согласно переписи 1897 году действовали церковь, народное училище (в 1889 году — 45, в 1902 году — 50 учеников), трактир, в Староюрковичской волости Гомельского уезда Могилёвской губернии. В 1909 году 1899 десятин земли. В 1910 году открыто потребительское товарищество.

С 8 декабря 1926 года по 30 декабря 1927 года центр Плутовского сельсовета Краснобудского, с 4 августа 1927 года Тереховского районов Гомельского округа. В 1930 организован колхоз «Красный партизан», работали 2 ветряные мельницы, кузница. Во время Великой Отечественной Войны в сентябре 1943 года оккупанты сожгли 243 двора, убили 12 жителей. В бою около деревни в 1941 году погибли 3 солдата (похоронены в братской могиле в центре деревни).

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Красный Партизан построен в 1889 году. Из архивных источников известно: его строительство велось на средства прихожан – местных крестьян. В деревне их насчитывалось 1276 душ, поэтому необходимые средства на строительство были собраны.

Сохранившиеся архивные документы сообщают: «Церковь построена деревянная, однопрестольная, благовидная, но бедная. Как недавно вошедшая в состав самостоятельных церквей, утварью и ризницей скудна. Имеет одно напрестольное парчовое облачение, один прибор священных сосудов. Отношение прихожан к храму Божию усердное, к духовенству – грубое и непочтительное».

Церковь и часть самой деревни сгорели во время пожара. На места старой в 1907 году построена новая деревянная церковь, в оформлении которой была широко использована резьба по дереву.

В 1929 году храм закрыли, а через год сняли и кресты. До начала 90-х годов здание бывшего храма находилось на балансе местного сельхозпредприятия и использовалось как складское помещение.
В 1995 году церковь была отремонтирована. Первым священником после открытия церкви служил отец Стефан (Нещерет), нынешний епископ Гомельский и Жлобинский.

Но пришло время, когда стало совершенно очевидным: без текущего ремонта и покраски храму не обойтись.

Учитывая незавидное состояние храма, даже вносилось предложение разобрать его и перевезти в Гомель. По инициативе районной власти в лице руководителя района Ольги Мохоревой, по благословению епископа Гомельского и Жлобинского Стефана, организацией работ по текущему ремонту занялся благочинный церквей Добрушского районного округа протоиерей Алексий Пилипенко. Нашелся предприниматель, который взялся оказать посильную помощь. Выделил краску, оплатил за использование автовышки и работы квалифицированной строительной бригады. Им стал предприниматель Евгений Блошенков.

Настоятель храма рассказал, что вклад внес еще один спонсор. Зовут Николай. Живет в Злынковском районе Брянской области. Россиянин пожертвовал на ремонтные работы несколько кубических метров деловой древесины. Больше о нем священник ничего сказать не может. Заверяет: если еще раз появится в деревне, он постарается узнать о нем более подробно. Особая благодарность сельчанам, которые принимали активное участие в сборе средств на ремонт храма.
Добровольные помощники протоиерея Василия своими силами зачистили и покрасили стены церкви до окон. Проводить дальнейшие работы необходимо было с помощью вышки. На помощь пришли рабочие «Добрушского коммунальника». Потребовалось более трех недель, чтобы храм заиграл новыми красками.

Также был отремонтирован цоколь храма.

Сейчас храм своим видом радует глаз и есть надежда, что он будет служить и следующим поколениям.

 

 

 

Мы же отправляемся в деревню Ленино (белор.  Леніна)

— центр Ленинского сельсовта Добрушского района Гомельской области. По письменным источникам деревня известна с  с XVIII века. Находилась в составе Речицкого повета Минского воеводства ВКЛ. После 1-го раздела Речи Посполитой (1772 год) она — в составе Российской империи в Гомельской волости Белицкого повета Могилёвской губернии. С 1775 года деревня во владении фельдмаршала графа П. А. Румянцева-Задунайского. С 1834 года во владении фельдмаршала графа И. Ф. Паскевича. В 1788 году в Белицком уезде Согилёвской губернии. В 1796 году в Хоминской экономии Гомельского имения. В 1827 году село. Часть села принадлежала графу Завадовскому. В 1848 году действовала Свято-Николаевская церковь (ремонтировалась в 1865 году). С 1860 года работала мастерская по обработке шкур. В 1881 году село являлось центром Поповской, а после Ленинской волости (до 9 мая 1923 года). В состав волости входило 12 населённых пунктов с 1385 дворами. В 1890 году работали хлебозапасный магазин, народное училище (работало с 1869 года). В училище в 1889 году обучалось 89 мальчиков и 6 девочек. В 1897 году действовали церковь, 3 хлебозапасных магазина, 2 лавки, корчма. Рядом находился одноимённый фольварк.

В июне 1919 года организован сельскохозяйственный кооператив. В 1926 году действовало почтовое отделение, 7-летняя и начальная школы, изба-читальня, лечебный пункт.

С 8 декабря 1926 года в составе Белорусской ССР, центр Ленинского сельсовета Краснобудского, с 4 августа 1927 года Тереховского, с 25 декабря 1962 года Добрушского районов Гомельского округа, с 20 февраля 1938 года Гомельской области.

В 1929 году организован колхоз «Красный ударник». В деревне работали швейная артель, 4 ветряные мельницы, конная круподробилка.

В деревне, раньше называемлй Сизовкой в 1740 году работами и на средства верующих была построена деревянная церковь. Более 50 лет простоял этот храм в Сизовке, а потом сгорел. В 1800 г. граф Завадовский, владелец этих земель на собственные деньги  построил пышный двух престольный храм, равных которому не было во всем округе. Занимало это  двухэтажное строение 800 кв. м. На большие праздники съезжалась сюда множество народа, а богослужение проводили священники из ближайших и далеких храмов. После Сизовка была переименована в Поповку  из-за того, что тут действительно бывало много попов.
Последним настоятелем храма был священник Петр Садовский. С приходом Советской власти церковь закрыли. В 1931 г. в ней разместился сельский клуб. Во время войны снаряд попал в восточную стену храма, разрушил алтарную часть. После войны в святом храме были колхозные склады.
В 1961 году в храм попала молния и все деревянные части сгорели.

Сейчас ищут инвесторов для Реставрация собора Святителя Николая Чудотворца в а.г. Ленино. Ориентировочно надо 1 млн. долларов США. А пока их нет, реставрация идёт очень медленно и явно своими силами. Радует, что хот так. Во всяком случае, алтарную часть начали выкладывать кирпичом.

Отметив позитивные изменения, пусть и очень маленькие, и на этом объекте, мы отправились на песчаные карьеры. У одной из участниц нашей поездки детство прошло недалеко от этих мест, и она рассказывала нам, как замечательно там купаться летом.

Разработкой месторождения Ленино с 1975 г. занимается Гомельский горнообогатительный комбинат, специализирующийся на выпуске стекольных и формовочных песков, пылекварца. ОАО «Гомельский ГОК» является его единственным поставщиком на стеклозаводы Республики Беларусь. Более 3000 тонн кварцевого песка ежесуточно добывается в карьерах ГОКа».

Нас же интересовали сами карьеры и больше с визуальной точки зрения.

Эта прогулка нам очень понравилась. Особенно приятно было мечтать о том, как здесь замечательно купаться летом.

Но время неумолимо и в праздничные дни и в 17.40 мы отправились домой. Уже в 19.00 все имели возможность продолжить празднование дома.

Спасибо моим спутникам в этом путешествии.

Простите автору его ошибки.

Игорь Голушко.


Комментарии: