Путешествие по восточной Беларуси или «Приграничные города Беларуси».
Начало ноября традиционно дарит нам 3 выходных дня и провести их хочется активно, интересно и с пользой, в походе или путешествии. Вот и в этом году мне посчастливилось участвовать в поездке, организованной компанией Клуб путешественников «Затерянный мир» http://www.smooth-travel.ru/. В путешествии я был водителем и немножко гидом-экскурсоводом, а поскольку организационные заботы легли на плечи прекрасных дам (т.е. организаторов) – Светланы и Ольги, то мне удалось в этой поездке хорошо провести время, вновь посещая интересные места и заполняя его приятным и интересным общением.
Начался наш тур 4 ноября с посещения музея-усадьбы И. Е. Репина «Здравнёво». Находится она на правом берегу Двины у деревни Койтово, в 16 километрах к северу от Витебска и в 2 километрах от трассы Е-95 (Санкт-Петербург–Одесса), является филиалом Витебского областного краеведческого музея. Музейный комплекс состоит из восстановленного главного усадебного дома (размещена основная мемориальная экспозиция), дома управляющего со служебными помещениями и выставочным залом, отреставрированного погреба. В экспозиции вещи из обихода семьи Репина, мебель конца XIX — нач. XX в., археологические находки из Здравнёва и пр.
Интересно, что наследие «черты оседлости» проявилось и здесь. Усадьбу в Здравнёве строила бригада евреев-плотников. Аргументы — во-первых, под фронтоном мезонина в рисунке решетчатого ограждения угадывается звезда Давида с усеченным верхним углом. Другими словами, на орнаменте, который выпилили плотники, – обрезанный магиндавид. Дважды еврейский орнамент: магиндавид, да к тому же обрезанный:). Во вторых — в письме своей ученице В. Веревкиной художник писал: “Мастера большей частью евреи, и между ними особенно главный строитель – люди сметливые, ловкие и способные понять и сделать по моему вкусу”.
Также на территории усадьбы сохранилась мемориальная липовая аллея, где растут деревья, посаженные рукой самого художника.
Илья Ефимович приобрел имение в 1892 году, после того как продал Александру III картину «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану» за 32 тысячи рублей (огромные в те времена деньги!). На них художник поправил свое финансовое положение, купил имение с 40 десятинами земли и ещё жил за границей несколько лет.
Урочище Дровнево («Здравнёвом» оно стало уже с подачи Репина) приглянулось художнику. Усадьба «Здравнёво» (первоначально носившая название Малое Койтово-Софиевка) стала для Ильи Ефимовича своего рода дачей, где он проводил весну, лето и осень почти каждого года с 1892 по 1900 годы. За годы жизни в Здравнево Репин создал более 40 картин и рисунков: «Осенний букет, «Дуэль», «Охотник», «Барышни на прогулке среди стада коров», «Лунная ночь», «Портрет сына художника», «Белорус», «На Западной Двине. Восход солнца», «Яблони в цвету» и др.
Это место сыграло большую роль и в личной жизни художника. Здесь умер его отец и был похоронен на кладбище в д. Слобода (ныне пос. Верховье). Для Слободской церкви Репин написал 2 иконы, которые ныне находятся в художественной галерее Витебска. Сюда, из голодного Петрограда, выезжает дочь Ильи Ефимовича, Татьяна, вывозит библиотеку. Здесь она вышла замуж за приходского священника Дмитрия Дьяконова, преподавала в школе, образованной в имении отца. Здесь жила со своей семьей до 1930 года, когда уже были заполнены анкеты на выселение в Сибирь. Благодаря хлопотам отца, они смогли выехать в Финляндию. Но и сам Илья Ефимович умер в том же году.
В 1970 году было принято решение о создании музея-усадьбы, 11 августа 1988 года Музей был изначально создан, в 1989 году — завершены основные работы. Главный дом отстраивался по сохранившимся рисункам художника и воспоминаниям тех, кто когда-то бывал здесь в гостях, так как дом, в котором жил художник, в 1930 году был продан на дрова. Усадьба воссоздана точно такой, как ее проектировал Репин. К сожалению, в феврале 1995 года случился пожар. Сгорела верхняя часть дома. В том же году правительствами России, Украины и Беларуси выделены средства на восстановление музея-усадьбы И уже в 2000 году была открыта новая экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве Репина.
Из «Здравнёво» мы едем в Витебск, где имела продолжение «живописная» тематика этого дня.
Любой старый город, а тем более такой, как Витебск, — целый мир, для познания которого нужен не один день.
Витебск возник как раннефеодальное поселение в IX в. В различных исторических документах упоминается под 947, 974 и 1021 гг. Первоосновой города было древнее городище, впоследствии замок, расположенный на возвышенности при слиянии рек Двины и Витьбы. В XII— XIII вв. Витебск уже крупный торговый центр. Укрепления города состояли из Верхнего (сформировался к XIII в.) и Нижнего (XIV в.) замков. В конце XVI — начале XVII в. возникает укрепленный посад — Взгорский замок. Уникальный графический документ — «чертеж» города Витебска 1664 г. — дает известное представление о его планировке и застройке.
В середине XVII в. рядом с мостом через Витьбу, соединявшим посад и Нижний замок, располагался торгово-общественный центр — гостиный двор и деревянная ратуша. Пространство площади перед ней было окружено цепью лавок. Многочисленные церкви (Алексеевского монастыря, Благовещенская и др.) возвышались в основном вблизи рыночной площади и главных проездных башен. По территории Нижнего замка проходила главная в городе Великая улица.
Ну а мы продолжили погружение в «художественный» Витебск посещением Арт-центра Марка Шагала.
Арт-центр Марка Шагала был создан в 1992 году. Не случаен и выбор здания – памятника архитектуры XIX века. Этот красный двухэтажный дом Марк Шагал изобразил на своей знаменитой картине «Над Городом». Музей расположен на двух этажах. На первом этаже расположена постоянная экспозиция графики Марка Шагала (офорты, литографии), на втором этаже – остальная часть экспозиции и проводящиеся в арт-центре выставки современного искусства.
Работы Марка Шагала подарили арт-центру дочь художника Ида Шагал и его внучки. Они передали всего 96 работ с подписью мастера. Другие работы переданы из частных коллекций.
В арт-центре собрана уникальная коллекция работ художника: более 300 подлинных литографий, ксилографий, офортов, акватинт Марка Шагала. Гордость коллекции музея – иллюстрации художника к поэме Николая Гоголя «Мертвые души», цветные литографии из цикла «Библия», знаменитая серия литографий «12 колен Израиля».
В залах арт-центра не только действует постоянная экспозиция работ Марка Шагала, но и проводятся выставки других современных художников, как белорусских, так и зарубежных, литературные вечера, встречи с выдающимися людьми мира искусства, другие интересные мероприятия.
Я далёк от того, чтобы писать 1001-й плохой путеводитель по Витебску, поэтому предлагаю вашему вниманию ещё парочку фотографий из Витебска.
Витебский Свято-Успенский кафедральный собор – храм, который разрушали и восстанавливали 12 раз. В нынешнем виде возведен в 1743—85 гг., взорван в 1937 г. Восстановлен по первоначальному облику к 2011 г.
Кировский мост в Витебске расположен в самом центре города и соединяет улицы Кирова и Замковую, разделённые Западной Двиной. Длина моста – 236 метров. Введён в действие в 1955.
Витебск необъятен, даже непродолжительная прогулка по городу даёт столько впечатлений и различных сведений, щедро предлагаемых нам экскурсоводом Натальей, что «переваривать» их нужно не один день. Ну а мы завершили мы своё пребывание в Витебске посещением Мемориального дома-музея Марка Шагала.
Это здание в начале 1900-х годов построил отец художника, и Марк Шагал провёл здесь свои юношеские годы, о чём он позже написал в автобиографической книге «Моя жизнь». Дом-музей был открыт здесь в 1997 году. В нём представлены предметы быта рубежа 19-20 веков, а также копии архивных документов и работ художника, рассказывающие о годах жизни Марка Шагала и семьи его родителей в Витебске.
Из музея мы поехали в Оршу, где нас ждал туристско-оздоровительный комплекс «Орша» – наш дом на ближайшие пару суток.Уютное место, расположенное одновременно и в лесу, и в черте города.
5 ноября. После обильного и вкусного завтрака отправляемся в Смоляны, чтоб успеть на службу в Спасо-Преображенскую церковь.
Смоляны (вариант названия — Смольяны) — деревня в Оршанском районе Витебской области. Расположена на речке Дерновке (приток реки Адров, бассейн Днепра), в километре к северу от автодороги Орша — Лепель. Основана до 1626 г. Получила свое название от главного занятия местных жителей, которые добывали смолу, и прославились на всю местность своими смолокурнями.
Смоляны – место с давней и богатой историей, от которой на сегодняшний день мало что осталось. По настоящему, историко-культурную ценность имеют всего три объекта: руины замка (начало XVII в.), костел (конец XVII — первая половина XVIII в.) и деревянная церковь (конец XVIII в.). Хотя в Смолянах сохранились и другие «сведкi часу», но об этом чуть поэже.
Мне трудно писать о Смолянах кратко – очень уж нравится это место. Но попробую.
Сперва, ведомые нашим Оршанским экскурсоводом (снова Натальей, как и в Витебске днём ранее), мы пошли в Спасо-Преображенскую церковь — памятник деревянного зодчества, построена приблизительно в 1590 году, обновлена в 1809 г., перестраивалась в 1898 году. Представляет собой крестово-купольный храм на каменном фундаменте, возведенный в традициях народного зодчества с элементами барокко. Его композиция включала в себя три яруса: обходную галерею, четырехгранный объем с треугольными фронтонами на каждой стороне и двумя башенками-звонницами с шатровыми крышами со стороны главного фасада, большой граненый купол. Внутри храма купольный плафон и грани барабана покрыты росписью «Двенадцать апостолов» (XVIII век).
«Двенадцать апостолов» на «небесах» церкви действительно впечатляют. Затем с «небес» мы спустились «под землю» — в «нижний» или, как его иногда называют «криптовый», «пещерный», а иногда даже «катакомбный» храм. Наличие «нижней» церкви крайне редко встречается на Белоруских землях. Кстати, по некоторым данным, нижний храм имел другое посвящение – он был Крестовоздвиженским. Там шла служба, по окончании которой батюшка благословил на фотографирование храма.
Выйдя на улицу, мы пошли к следующей, считающейся главной, достопримечательности Смолян – былой резиденции рода Сангушек руинам замка «Белый Ковель». То, что Смолянский замок имел свое имя, было не совсем характерно для белорусских земель. Слово «Ковель» появилось в названии замка потому, что именно это местечко, которое находится в современной Украине недалеко от Бреста, поменяли Сангушки на Смоляны, принадлежавшие тогда князю Андрею Курбскому, желавшему оказаться подальше от российских земель. А «Белый» – потому что стены и башни замка были полностью выбелены.
Сейчас от замка остались руины главной пятиярусной башни, примыкающего к ней жилого корпуса, фрагменты фундамента по всему периметру комплекса и подвальные помещения, засыпанные на данный момент землей.
Близко подойти к самим руинам замка мы не смогли – после дождей река Дерновка разлилась и затопила место возможной переправы.
Сфотографировав замок издали, отправились к следующей знаковой достопримечательности Смолян – костелу Пресвятой Девы Марии, построенному в стиле позднего Виленского барокко.
О датах его постройки историки спорят. Одни говорят, что это вторая половина XVIII века, другие настаивают на 1678-80 годах. Некоторые считают, что костёл был основан в 1678 г. и перестроен в первой половине XVIII в. Это — традиционная для костельных построек композиция с двумя башнями по фасаду и щипцом крыши, закрытым декоративным гребнем. Апсида полуциркульная, отвечающая высоте основного объема постройки. Трансепт расположен в середине плана, в результате чего последний приобрел крестообразное очертание. Не исключено, что первоначально средокрестие венчалось куполом. Т.е. это трехнефная двухбашенная базилика.
Сейчас костёл стоит в руинах и понемногу ветшает.
Рядом с костёлом был монастырь ордена доминиканцев, от которого остались остатки жилого корпуса, изуродованного временем и людьми.
Посмотрели мы то, что осталось от усадьбы Титовых (конец 19 века) – от усадебного дома, флигеля, бровара.
Потом подъехали к «детищу» замка Белый Ковель — церкви Святого Алексея. Она была построена в 1864 году из красного кирпича, того самого, что продавался после разбора замка «Белый Ковель», в псевдорусском стиле.
Строение Алексеевской церкви в Смолянах отнюдь не уникальное. Большинство церквей имеют аналогичную структуру. Основной прямоугольный в плане объём с трёхгранной апсидой завершается куполом на восьмигранном световом барабане. Главный фасад выделяется двухъярусной шатровой башней-звонницей.
В плане церковь имела четыре составных элемента: башню-звонницу, трапезную, обширный молитвенный зал с высоким куполом и апсиду с иконостасом. Сейчас храм пребывает в руинах, внутри — полная разруха.
Рядом с церковью стоит часовня-усыпальница семьи Семеновых. Гробница разграблена. Сооружение имеет массивный и монументальный характер, но совершенно не гармонирует с церковью.
Привести подробное описание достопримечательностей Смолян и рассказать бытующие здесь легенды нет ни места, ни времени, ни сил. Лучше поезжайте с нами и всё узнаете и услышите.
Ну а мы возвращаемся в Оршу. Пообедав в уютной кафешке, отправляемся на экскурсию по городу. Подробно рассказать про Оршу в рамках обзорной статьи так же не представляется возможным, поэтому попробую фрагментарно.
Проехав мимо детского парка «Сказочная страна», созданного в 2008 г., переезжаем на левый берег Днепра, останавливаемся у памятника «Катюше».

От «Катюши» мы переезжаем к Женскому Свято-Успенскому монастырю.
Основан в 1631 году княгиней Анной Огинской и её сыном Богданом Стеткевичем. Был закрыт в 1918 году. Возобновил свою деятельность в 1996 году при Оршанской Свято-Ильинской церкви. Осматриваем церковь Святого Ильи – памятник архитектуры псевдорусского стиля, построенную в 1898 году. По виду – типичная «Муравьёвка», но смотрится хорошо. Заходим в храм и после молитвы двигаемся дальше. На противоположном берегу Днепра виднеется Соборный храм Рождества Богородицы. Находится на берегу р. Оршицы напротив городища. Построен в 1661 г. Перестроен в каменный в 1781 г. В 1843 г. рядом была построена каменная колокольня. В XIX в. храм переосвящен в Никольский. Разрушен в 1960 г. В настоящее время возведён на старых фундаментах в первозданном виде.
Наша следующая остановка — Кутеинский мужской Богоявленский монастырь. Находится на левом берегу Днепра, у места впадения в него речки Кутеинки. Построен в XVII веке. Один из крупнейших и известнейших средневековых культурно-просветительских центров Беларуси. Был хорошо известен своей типографией, ставшей в XVII в. центром белорусского кирилличного книгопечатания. Из Кутеинского монастыря в Московское государство направлялись лучшие мастера: резчики по дереву, гравёры, плотники, каменщики. В 1631 г. монахам монастыря явилась чудотворная икона Оршанской Божьей Матери. Сейчас в монастыре идут реставрационные и реконструкционные работы. Пусть и не очень быстро, но дело движется. А мы смотрим Свято – Троицкую (бывшая Свято -Духовская) церковь. Она была построена в XVII в. как двухэтажная каменная, «в стиле белорусского барокко». Состоит из трёх, расположенных по продольной оси объёмов: притвора (бабинца), в верхнем ярусе которого находится звонница; центрального, прямоугольного в плане; алтарной пятигранной части (апсида). До наших дней храм пережил несколько реконструкций. Сегодня одноэтажный. С 1993 г. действующий.
Переезжаем на правый берег Днепра. Некоторое время тратим на посещение магазинов (лён, трикотаж и т.п.) и затем едем в самый исторический центр города, где находится оршанское городище или замчище.
Это место, где согласно историческим данным и была основана Орша, ранее носившая название РША. Городище расположено на возвышении между Днепром и Оршицей, отмечено памятным знаком – каменной аркой с изображением городского герба и даты упоминания города в летописях.
От замчища хорошо видна кардинально облагороженная к «Дажынкам 2008» центральная часть города, куда мы и направились по улице Замковой.
Остановились у здания пожарной части, недавно украшенной настенной росписью. Похоже, местный отдел МЧС взял за образец пожарную часть в Гродно, с её настенной живописью. Радует, что не только «дурной пример» заразителен.
Проходим мимо этнографического музея «Млын», расположенного в здании, некогда действительно служившем мельницей. В музее можно посмотреть экспозицию «быт белорусов конца 19 — начала 20 века». А при желании заказать проведение свадебного обряда по старым традициям. Сценарий, по слухам, интересный и услуга пользуется спросом. На поручнях на специальной лесенке «молодые» могут «замкнуть» свою любовь :). Хотя лично меня всегда забавлял вопрос – а что делать с железным символом, когда пара расстаётся? Про решения, предлагаемые коммунальщиками, я знаю ;}
«Млын» стоит у сооруженного в 1902 году моста – самого старого в Орше (из сохранившихся).
Напротив музея «Млын» находится оршанская типография, где публикуются местные газеты и другие издания.
Далее перед нами предстаёт комплекс бывшего иезуитского коллегиума.
Построен в XVII в по указанию Льва Сапеги. В состав комплекса входили каменные костёл и двухэтажное здание для коллегиума (1690 г.), одноэтажное здание бурсы и хозпостройки. Комплекс монастыря иезуитов – памятник архитектуры барокко. Стены прорезаны двумя рядами прямоугольных окон. На одной из торцовых стен, имеется арочный вход, на другой сохранились пилястры. Завершает стены корпуса широкий карнизный пояс.
Оршанский иезуитский коллегиум – католическое учебное заведение, действовавшее в Орше в 1612 — 1820 гг. Оно способствовало развитию европейской системы образования на Беларуси. Из его стен вышло немало известных людей. Ну а в советское время, вплоть до 1989 г., здесь размещалась тюрьма.
К концу XX в. сохранились здания коллегиума, бурсы, официны, часть каменной монастырской стены. В период 2007-2008 гг., при подготовке к «Дажынкам 2008», проводилась масштабная реконструкция уцелевших корпусов, была заново отстроена башня с часами (хотя при этом разрушили здание официны и стену).
Сегодня значение коллегиума для горожан почти то же, что и 400 лет назад: в нём размещены детская городская библиотека им. В.С. Короткевича, Оршанская городская художественная галерея В.А. Громыко, отдел культуры горисполкома.
Площадь перед коллегиумом иезуитов служит для проведения торжественных мероприятий.
А наша экскурсионная программа на сегодня заканчивается и мы, посетив торговый центр и закупив желаемые продукты и напитки, едем домой, на базу «Орша», где уже ждёт заказанная организаторами баня.
6 ноября. На сегодня у нас обширная насыщенная программа, поэтому, после относительно раннего завтрака, отправляемся в сторону Мстиславля.
Для начала посещаем Пустыньку.
Пустынско Успенский монастырь: Республика Беларусь, Могилевская обл., Мстиславский район, д. Пустынки.
Был основан в 1380 году во времена Великого княжества Литовского родоначальником князей Мстиславских Лугвением-Симеоном. По преданию, в возрасте 30 лет Лугвен серьезно заболел, почти ослеп. Во сне ему привиделся старец, который сказал: «Если хочешь прозреть, иди в пустынь. Найди там криницу и омой глаза». Князь так и сделал. А когда зрение чудесным образом вернулось к нему, то первое, что он увидел, согласно легенде, была Чудодейственная икона Богородицы, явившаяся в листьях липы, которая росла над источником.
За прошедшие сотни лет монастырь знавал многое – периоды расцвета и запустения, возвышения и поругания. В этих стенах побывали православные, униаты, базилиане, опять православные. Тут были детский дом и штаб авиаполка, много лет здесь царило запустение. Но 28 августа 2003г. на престольный день в обители был совершен первый после долгих лет запустения молебен. Испросив Божьего благословения, братия, паломники и рабочие начали кропотливое, трудоемкое и нелегкое восстановление монастыря. Восстановление идёт и сейчас. Трудно и медленно, но дело движется.
Главной достопримечательность монастыря является проявившийся на стене лик Спасителя Иисуса Христа.
Впервые он проявился на стене одного из классов Пустынской школы в годы Великой Отечественной войны и стал знаком скорого освобождения Отечества от немецко-фашистских захватчиков. К сожалению, его вскоре забелили, поэтому даже не все детдомовцы и воспитатели смогли его увидеть.
Когда в наши дни в возрождаемый монастырь пришли первые насельники, то единственной пригодной для жилья комнатой оказался учебный класс бывшей школы. Здесь же снова был обнаружен чудесным образом проявленный на стене лик Спасителя.
Мне уже трудно упомнить, сколько раз я бывал в Пустыньке. Особенно приятно бывать здесь весной или в начале осени, пройтись по этому месту, подумать, окунуться в купель с холодной и очень бодрящей водой…
Но нас ждёт Мстиславль. Поэтому проехали к границе с Россией, пересекли символическую в этом месте границу (но хорошо ощущаемую грань) и поспешили обратно в Мстиславль.
Мстиславль, на мой взгляд, один из самых интересных малых городов Беларуси, способный своим наследием дать фору гораздо более крупным собратьям.
Когда нибудь, надеюсь, я смогу написать про Мстиславль что-то более достойное, чем отрывочные заметки. Мы и в этот раз были ограничены временем. А так хотелось погулять по городу ну хоть на часок побольше…
Мстиславль — (районный центр Могилёвской области) впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1156 г. как крепость на западной границе Смоленского княжества. У историков есть мнение, что поселение возникло на полвека раньше и его название связано с князем Мстиславом Владимировичем — сыном Владимира Мономаха, правившим Смоленском в начале XII в. (Л. Алексеев).
Экономическому и культурному развитию Мстиславля способствовало его расположение на реке Вихре (бассейн Сожа и Днепра) и перекрестке сухопутных дорог с западных земель на Смоленск и Москву. В 1569 г. Мстиславль стал центром обширного Мстиславского воеводства, в состав которого вошли города Могилев, Орша, Кричев.
В 1654 г. Мстиславль был взят князем Трубецким и его укрепления сравнены с землей.
В Мстиславле сохранилось два историко-археологических памятника: Девичья гора и Замковая гора. Обе горы находятся сейчас под охраной государства как памятники археологии.
В Мстиславле останавливаемся около кафедрального собора святого Александра Невского, перестроенного в 1870 году из сгоревшего бернардинского костела. Там нас ждала наш очередной экскурсовод – Валентина. Дальше по городу мы ходили с ней.
К «областным Дажынкам 2016» центральную часть города облагородили – положена тротуарная плитка, сделана пешеходная зона — улицы Урицкая и Первомайская, выстроена колоннада, условно делящая город на старую и новую части, отреставрирована старинная Свято-Троицкая церковь.
Подходим к стоящему на главной площади напротив здания райисполкома памятнику первопечатнику Петру Мстиславцу, установленному 2 сентября 2001 года к празднованию Дня Славянской Письменности, который тогда проводился в Мстиславле. Это второй памятник Петру Мстиславцу в городе.
Пётр Мстиславец — славянский первопечатник, работал с Иваном Фёдоровым над выпуском первых печатных книг на территории Московского государства.
«Художественная» составляющая путешествия не оставила нас и в Мстиславле. В прошлом году в полностью реконструированном «Парке Мира» прошёл пленэр «Мсціслаў: мінулае і сучаснасць», по итогу которого Мстиславль был украшен целым рядом довольно интересных скульптурных работ.
За этой скульптурой, изображающей князя Мстислава, видна воссозданная на народные деньги Свято-Троицкая церковь.
Троицкая церковь была построена в 1834 году напротив бывшей рыночной площади города. В 1858 году пострадала от пожара и была восстановлена только в 1865 году. Церковь носит название в честь святой Троицы. Свято-Троицкий приход принадлежал к числу древних в Мстиславле.
В годы войны здание церкви было серьезно разрушено. После ремонта в нем в различные периоды размещался архив, музей и учебный корпус строительного колледжа.
Церковь была освящена в честь святого Леонида 24 сентября 2016 года, но все продолжают её называть Троицкой.
Мы подходим к комплексу сооружений монастыря иезуитов, основанном в 1690 году. Сохранились (хоть и в искаженном виде) сооружения коллегиума, аптеки, служебные корпуса, ограда с часовнями. А перед нами ещё одна из «знаковых» достопримечательностей города — Иезуитский костел св. Михаила Архангела.
Костёл, в прошлом двухбашенный, изменен последующими перестройками: сняты башни и центральный фронтон; заложены окна на главном фасаде; у входа сделана пристройка. Былая величественность и художественная выразительность храма потеряна. Интерьер оставляет большое впечатление: размером, массивностью опор, лепкой барочного характера. В 1842 г. иезуитский костел перестроен в православный собор и освящен в честь св. Николая.
В данный момент храм в руинированном виде и, похоже, обречён – найти средства на очень дорогую реконструкцию с реставрацией практически нереально. Проникнуть вовнутрь так же не удалось. Поэтому, взглянув на грустно сидящего перед бывшим костёлом Петра Мстиславца, мы идём на Замковую гору.
На горе с XII по XVIII век стоял Мстиславльский замок. Он был деревянным, с юга и юго-запада окружённый деревянным посадом. В центре замка в XV-XVI веках была выстроена башня-донжон, на первом этаже которой располагалась церковь.
Сейчас, как и много веков назад, на Замковой горе восстановлены въездная брама с элементами деревянных защитных стен, сторожевых башен, княжеской усадьбы. В центре возвели церковь-донжон и сделали ристалище для рыцарских турниров,
где и разворачиваются основные события «Рыцарского Фэста», ежегодно проходящего в Мстиславле.
С Замковой горы сделана лестница-спуск к Кагальному колодцу, располагающемуся в начале улицы Ленина, у подножия Замковой горы. Колодец является официально охраняемым гидрологическим памятником природы согласно Решения Мстиславского РИК от 02.03.2011 года за № 5-35 «Об объявлении гидрологических памятников природы местного значения». Именно этот колодец с историческим названием «Здоровец» долгое время был главным источником питьевой воды в городе (рыть колодцы в городе из-за близкого залегания твердых пород и глубокого — грунтовых вод, было затруднительно). Из него в деревянных бочках на лошадях привозили горожанам воду.
Название «Кагальный» говорит о еврейском пласте истории Мстиславля — слово «кагальный» — еврейское и означает “общественный”. А до революции 1917 года евреи составляли половину населения городка. Но время и войны почти стёрли еврейское наследие — ведь возле Кагального колодца в Кагальном рву между Замковой и Троицкой горами в годы Второй мировой войны фашистами были расстреляны тысячи евреев. По словам очевидцов, 15 октября 1941 года, после массового расстрела евреев, вода в Кагальном колодце была красной.
Впрочем, эта печальная история, к сожалению, типична для восточной Беларуси, где евреев, в силу существовавшей ранее «черты оседлости» проживало много.
Но довольно о грустном. С Замковой горы открывается прекрасный вид на историческую часть города, с хорошо видимой восстановленной Троицкой церковью
и главной Мстиславской достопримечательностью — Кармелитским костёлом Вознесения Девы Марии, к которому мы и направились.
Костёл был построен в Мстиславле в 1637 году для монастыря кармелитов вместо бывшего деревянного костела.
В 1746-1750 годах обветшавшее здание было реконструировано. Работами руководил архитектор Иоганн Кристоф Глаубиц – один из самых популярных архитекторов Великого княжества Литовского того времени.
Он строил и реконструировал большинство католических храмов, добиваясь наибольшей выразительности и национального колорита культовых сооружений.
Для кармелитского костела Иоганн Гаубиц перестроил декор фасада, изменил форму крыши. Храм, оставаясь в прежних очертаниях, приобрел легкость и величественность, свойственные стилю виленского барокко. В 1750 году его вновь освятили в честь Вознесения Пресвятой Девы Марии. В 1887 году храм был снова подвергнут реконструкции и обновлению.
В советские времена храм был закрыт. Он использовался для разных хознужд, в том числе и как цех по засолке овощей. Солевые испарения изрядно повредили великолепные фрески работы старых мастеров. Сохранилось около 20 фресок на музыкальные и батальные темы, две центральные фрески посвящены взятию города в 1654 г. войсками Трубецкого, вошедшего в историю как «Трубецкая резня» (на одной изображен Мстиславский замок, на другой — расправа над ксендзами). Фресковая роспись относится ко второй половине XVII.
Нынешние власти еще в начале 1990-х годов взялись за реконструкцию католической святыни. И вот уже более 20 лет храм стоит в лесах. Но остатки былой красоты в нем все еще можно разглядеть .
Остаётся надеяться, что когда нибудь реконструкция храма все-таки будет завершена.
Мы покидаем Мстиславль и спешим в Быхов — время то уже поджимает…
Быхов — районный центр Могилёвской области, с населением 17000 человек (2017 год), расположен на берегу Днепра в 45 километрах южнее Могилёва. Автодорогами связан с Могилевом, Рогачевом и с автомагистралями Могилев – Гомель, Могилев – Бобруйск, железнодорожная станция находится на линии Могилев – Жлобин. Быхов (Быхлов) производят от слова «бох» (как и «бохань») – яма, «понижение с водой; долина реки», «Бык» – «главные стены плавильной печи, домны» или «порожистая стремнина на реках», но чаще от древнеславянского имени Бых (Бышек).
Быхов впервые упоминается в «Списке русских городов дальних и ближних» в XIV веке, тогда же возникли и первые оборонительные сооружения города. Город был продуманно спланирован и делился на кварталы взаимно перпендикулярными улицами. Центр его занимала торговая площадь.
Быхов, в связи с дефицитом времени, посмотрели очень коротко. Взглянули на замок. Несмотря на попадание в госпрограмму «Замки Беларуси» и 2 восстановленные башенки, впечатление производит по прежнему грустное.
Остановились у Свято-Троицкой церкви, построенной в 1890-1899 годах и являющейся объектом народного зодчества. Храм был местом пребывания с 1953 по 2010 годы чудотворной иконы «Борколабовская Матерь Божья Одигитрия», датируемой 1659 годом. Название икона получила благодаря своему местонахождению в Успенском храме женского православного монастыря в окрестностях с. Барколабово, где она и была обретена. Образ прославился чудесами во время Северной войны и войны 1812 года.
Притормозили у знаменитой синагоги в Быхове – это один из немногих сохранившихся памятников культового оборонного зодчества на территории бывшего Великого княжества Литовского.
Памятник архитектуры барокко. Относительно времени его постройки в литературе встречаются разночтения. Одни издания датируют возведение синагоги началом XVII в., другие 40–60-ми годами XVII в. Это – центрическая постройка размером 20 x 21 м, толщиной стен около 2 м.
Особенностью композиции является круглая угловая башня, сильно выступающая за пределы основной постройки. Эта башня придает постройке крепостной характер. Разбивка окон на значительной высоте и бойницы в аттиковом ярусе также свидетельствуют об оборонном характере постройки.
Фотографируем синагогу и мчим в Могилёв — последний пункт нашего тура.
Останавливаемся около Советской площади. Там нас встречает наш могилёвский гид — и снова Наталья. Подходим к мемориалу «Оксана бегущая с Лавсана», откуда открывается прекрасный вид на вечерний Могилёв, Днепр и Заднепровье.
Мемориальный комплекс официально называется «Борцам за советскую власть» и появился на Советской площади Могилёва в 1982 году.
Скульптура 7-метровой женщины, созданная по проекту скульптора Льва Гумилевского, стоит на 13-метровом гранитном постаменте и символизирует победу Советской власти. У подножья статуи горит Вечный огонь в память о погибших в годы гражданской и Великой отечественной войн.
С установлением мемориала связана забавная байка. По замыслу архитектора, статуя должна была стоять лицом к Днепру. Но идеологи решили развернуть её лицом к городу, чтоб люди не говорили, что женщина бежит топиться. Вот, и получилось, что «Оксана бежит с Лавсана» — за «спиной» девушки расположено предприятие «Химволокно», которое в народе зовётся Лавсаном.
Мемориальный комплекс построен на месте разрушенного во время войны здания бывшего губернаторского дома. Сегодня на Советской площади из архитектурного ансамбля второй половины XVIII века сохранилось только здание бывшего окружного суда, где в настоящее время разместился Могилевский областной краеведческий музей.
Напротив «Оксаны» стоит воссозданное в 2008 году (после того, как в 1957 году было взорвано) здание Ратуши.
Наступившая темнота, хоть и сделала экскурсию по Могилёву очень романтической, лишила меня возможности фотографировать.
Да и писать подробно о Могилёве (как и о Витебске) у меня нет ни сил ни места — такие города требуют отдельной экскурсии и описаний. Но мы посетили и посмотрели немало основных Могилёвских достопримечательностей — Замковую гору и Свято-Никольский монастырь, Драматический театр и «Звездочёта», взглянули, пусть и из окна, на новый Свято-Преображенский кафедральный Собор и яркий образец «соварха» — Дом Правительства авторства знаменитого Лангбарда.
И после посещения костёла Святого Станислава
поехали в Оршу, откуда прекрасные участницы путешествия отправились домой, в Москву.
Большое спасибо всем за хорошую и душевную компанию, приятное и интересное общение.
До новых встреч!
И простите автору его ошибки. С уважением, Игорь Голушко.