Чернобыльские достопримечательности - Туризм в Беларуси России и в Мире

Чернобыльские достопримечательности

Не секрет, что на территориях,  загрязненных радионуклидами после аварии на Чернобыльской АЭС, в зоне отчуждения остались достопримечательности - старинные усадьбы, храмы. Поскольку в выселенные деревни без специального разрешения можно попасть только на Радуницу, именно на эти дни Игорь Голушко (автор этого сайта и организатор поездок) обычно и планирует свои путешествия.

Не секрет, что на территориях,  загрязненных радионуклидами после аварии на Чернобыльской АЭС, в зоне отчуждения остались достопримечательности — старинные усадьбы, храмы.

Поскольку в выселенные деревни без специального разрешения можно попасть только на Радуницу, именно на эти дни Игорь Голушко (автор этого сайта и организатор поездок) обычно и планирует свои путешествия.

Несколько фотографий, сделанных во время таких поездок, были отобраны на выставку «Чернобыль + 30» по итогам конкурса «РадиАктивное творчество», и выставлялись в Минске. Предлагаем их вашему вниманию.

Первое фото — руины Свято-Троицкой церкви в д.Самотевичи

Самотевичи_Троицкая церковь1

Самотевичи — это поселок-призрак. Он есть на всех картах, но в действительности его не существует. Вообще. Страшно представить, что огромная деревня в три тысячи жителей просто исчезла. Сначала она исчезла из документов Костюковичской районной администрации, а затем из действительности.

После чернобыльской аварии радиоактивные облака расползлись по всему миру. Зона отчуждения распространяется не только на 30 километров от станции, на которой в 1986 году произошел взрыв. На карте Беларуси достаточно много «черных» пятен, Костюковичский район Могилевской области одно из них.
Руины Свято-Троицкой церкви находятся в Самотевичах. Крестово-купольный храм с полукруглой апсидой и прямоугольным притвором, построенный в ретроспективно-русском стиле в 1842 году, сейчас является полностью заброшенным и разграбленным.

Местечко Самотевичи принадлежало помещику Ивану Галынскому. Уже в 1668 году И. Галынский построил деревянную церковь для православных. Вскорости она сгорела, так как была деревянной.

В 1842 году в местечке построена кирпичная Свято-Троицкая церковь с приделами пророка Ильи и св. мученицы Анастасии.
Строили эту церковь два инженера. Помещик Иван Галынский выписал из Санкт-Петербурга инженера, который построил до свода куполов, дальше он по неизвестным причинам отказался и уехал. Затем Галынский пригласил инженера из под Москвы. Этот инженер завершил строительство храма. На северной стороне храма есть надпись (она сохранилась) «В память в Бозь почившей матери от Благодарныхъ 23 марта 1842год…».
Эта надпись говорит о том, что Иван Галынский был женат на православной Анастасии. Когда церковь была построена, он ее прах перезахоронил в склепе под церковью.

Следующая фотография с выставки — усадьба Герардов в д.Демьянки Добрушского р-на:

Демьянки_усадьба Герардов1

С 1876 года имением в Демьянках владел Николай Герард. Занимая ответственные посты, Герард был достаточно известной личностью в Российской империи. Благодаря ему на рубеже XIX-ХХ веков и появился дворцово-парковый ансамбль, исполненный в духе модерна с элементами псевдорусского стиля. Парк вокруг усадебного дома некогда занимал 7 гектаров и размещался на двух уровнях. До сих пор здесь встречаются редкие «экспонаты»: конский каштан, колосистая ирга, черная сосна — экзотических видов и не перечесть. Правда, в советские годы, когда имение стало приютом для беспризорников, а затем использовалось как оздоровительный лагерь, от былого парка остались лишь небольшие фрагменты.
По легенде, во время Первой мировой войны русский полк остановился в усадьбе. Одному из офицеров приглянулась юная красавица, которая положительно ответила на чувства кавалера. Когда же полк ушел на передовую, девушка тайно отправилась за милым избранником. Недовольный Герард приказал поймать своенравную дочь. Однако томительная разлука огорчала красавицу, и однажды вечером девушка застрелилась. С тех пор, по рассказам местных жителей, беспокойный призрак влюбленной бродит в окрестностях усадьбы, вселяя страх в одиноких путников.

Еще одно фото не содержит в себе саму достопримечательность. В деревне Вылево рядом со знаком радиационной опасности осталась только ограда:

Вылево_ограда церкви Архистратига Михаила1

Деревня Вылево стала одним из 17 населённых пунктов в Добрушском районе и одним из 176 в Республике Беларусь, которые попали в зону отселения. Таким образом, роковые последствия аварии на ЧАЭС привели к тому, что построенная в 1909 году церковь в деревне Вылево потеряла своих прихожан.
17 апреля 2000 года разработан план по переносу памятника архитектуры – храма в д. Вылево – в г.Гомель .
Принято решение о том, что будущий восстановленный и обновлённый храм станет храмом­-памятником жертвам Чернобыля.
13 декабря 2001 года, в день памяти апостола Андрея Первозванного, освящено место и начало строительства фундамента храма, произведена закладка первого камня.
С 20 марта 2002 года силами личного состава училища МЧС начала производиться разборка сруба церкви в деревни Вылево и подготовка к перевозке его в г. Гомель.
12 июля 2002 года положен первый венец сруба церкви в Гомеле.
В д.Вылево осталась только ограда, как напоминание о былом храме.

Следующая фотография, представленная на выставке, сделана в деревне Рудаков  Гомельской области:

Рудаков_усадьба Ваньковичей1

Имение близ деревни Рудаков Речицкого уезда Минской губернии упоминается в архивных источниках с 18 века. Ныне Хойникский район Гомельской области.
Сохранились здания из красного кирпича постройки 1903-1905 гг. На каждом кирпиче – оттиск «W», первая буква владельца кирпичного завода и имения.
Интересна башня сыродельного завода, гараж, хозпостройки, дома для служащих, мощённые дорожки.
Когда-то здесь было живописное озеро с островком посередине, на который добирались на лодке. Сейчас оно высохло и заросло, но это не мешает разглядеть неповторимый ландшафт.
Старый парк-гордость бывших владельцев. Они садили дубы, берёзы, единственные в крае липы, разные сорта шиповника. И сейчас можно померяться силами со столетним старичком-дубом.

Два дворянских рода – Оскерко и Ваньковичи – владельцы имения

Александр-Юстиниан Оскерко родившийся в 1830 году. Окончил петербургский университет, участник восстания 1863 г. на Беларуси и в Литве, один из руководителей партии «белых». Член Минского губернского комитета, Виленского присутствия, начальник г. Вильно. Организовал издание в Варшаве белорусского букваря для детей.

Станислав Костка-Ванькович последний владелец имения. Член 2-й и 3-й Государственной думы, представитель Рады Регентской на Украине, полномочный министр в Киеве.
В Рудакове построил дороги, мелиоративные каналы, кирпичный, маслосыродельный и спиртовой заводы. Копал пруды, разводил рыбу, сажал сады и парки.

Еще одна фотография заброшенной усадьбы в зоне отчуждения:

Первомайский_усадьба Рудня1

return_links($2); ?>

Усадьба «Рудня» конца XIX — начала XX века находится в поселке Первомайский Ветковского района Гомельской области.
Жители поселка эвакуированы после катастрофы на Чернобыльской АЭС, усадьба находится в запустении.

Деревня Тельман:

Тельман_замок Вишневецких1

В 1574 году Брагин с волостями и замком был подарен королём в собственность крупнейшим польским магнатам Александру и Михаилу Вишневецким (Збаражским).

На Брагинщине Вишневецкие владели 2 замками, один из которых располагался в Брагине, другой- в п. Тельман.

Первым проявлением своего магнатского достоинства братья Вишневецкие считали роскошные жилища, в которых чувствовали свою мощь и неколебимость.

Новый двор князя Вишневецкого размещался в живописной местности около реки Брагинка. Предполагают, что Городищенский замок был построен в стиле гражданской архитектуры периода Барокко. И соседний парк также имел характерные приметы барочного паркостроения. С князями Вишневецкими связаны несколько авантюрных историй. Вместе с другими польскими феодалами они стремились использовать разных самозванцев и авантюристов для воплощения в жизнь своих грабительских планов захвата и подчинения русских земель. У князей Адама и Константина на это были особые причины. Они объяснялись серьёзными разногласиями с Московским царём Борисом Годуновым из-за спорных пограничных городков по левобережью Днепра. Эти земельные споры временами заканчивались вооружёнными столкновениями.

В замке-резиденции несколько столетий назад кипели нешуточные страсти. В 1603 году князь Адам (сын Александра Вишневецкого), враждовавший с Борисом Годуновым, принимал в своем имении человека, который вошел в историю под именем Лжедмитрий I и в 1605 — 1606 годах занимал московский трон.

История появления Лжедмитрия I, объявившего себя чудом спасшимся сыном Ивана Грозного, полна загадок. По официальной версии, родившейся еще при Годунове, Лжедмитрием был боярский сын Юрий Отрепьев, который принял монашеский постриг и стал чернецом Григорием в одном из московских монастырей.

Скоро до верхов власти дошла молва об иноке, заявляющем о своих претензиях на престол. Отрепьеву грозила ссылка, но он смог бежать, а спустя некоторое время попал в дом к князю Адаму Вишневецкому в качестве слуги. Тот признал в авантюристе царского сына.

Лжедмитрий любил лошадей, медвежью охоту, веселую жизнь и развлечения. С Мариной Мнишек (по одной из версий) самозванец познакомился именно в парке у Вишневецкого, где гостила Марина (она была сестрой Гризели, жены Константина).

Насколько крепкими были чувства, мы не знаем. Но женитьба на Марине не обещала самозванцу никаких дивидендов, поскольку род Мнишеков был в долгах. Чувства Марины были наверняка более прагматичными. Как всякой женщине, ей нравились энергичность “царевича”, его решительность, храбрость, начитанность. К тому же в случае брака Дмитрий обязался отдать жене Псков и Новгород, а Юрию Мнишеку уплатить миллион злотых. Вот такая реальная «цена» любви.

Пан- воевода представил самозванца королю в Кракове, а затем повел Дмитрия с войском на Москву. В эту авантюру мало кто верил, но только не гордая и честолюбивая Марина. Ведь она согласилась стать женой “царевича” при условии: он должен завоевать московский престол. Предприятие удалось, Марина стала русской царицей. Кстати, короновалась она ДО венчания с Дмитрием и была первой коронованной русской царицей в истории. Царствование продлилось недолго и закончилось убийством Лжедмитрия боярами-заговорщиками. А Марина вскоре тайно обвенчалась с Лжедмитрием II, признав в нем “спасшегося” мужа.

…Мы не знаем, о чем думала Марина в последние минуты своей жизни, находясь в заточении в башне коломенского кремля. Возможно, вспоминала великолепный парк Вишневецких и камень, на котором впервые услышала от Дмитрия пылкие признания в любви и вместе с ним строила планы на будущее…

Легенду, связанную с камнем в старом парке, местные жители передают из поколения в поколение, потому и дожила она до наших дней. Парк и сегодня остается местом романтических встреч влюбленных пар. Чтобы брак был долгим и удачным, молодожены считают своим долгом посидеть на валуне, а его кусочки идут на сувениры, возможно именно поэтому он значительно уменьшился в размерах…

И последняя (но не по значимости) фотография, была сделана в д. Острогляды. Именно это фото было выбрано на выставке в качестве заглавного:

Острогляды_усадьба Прозоров1

У 1912 годзе па найвысачэйшаму дазволу Астрагляды набыў Альгерд Гардзялкоўскі гербу Ляліва з Друцку, апошні іх прыватны ўладальнік меў намер аднавіць палац паводле праекта Тадэвуша Стрыенскага, але выбух першай сусветнай вайны перакрэсліў усе планы.
Прозары жылі спачатку ў старой сядзібе ў Хойніках, а недзе ў 1810-1820-х гг. Уладзіслаў выбудаваў у Астраглядах новы раскошны палац у стылі ампір. Праект рэзідэнцыі распрацаваў найпраўдападобней Генрык Марконі. Яе выгляд вядомы з малюнка (ад парку) Ігнацыя Врублеўскага 1891 г. і двух фотаздымкаў (ад парку і ад пад’езду) прыкладна 1918 г.
Аднапавярховы дом меў П-падобны ў абрысе падмурак: да бакоў галоўнага фасада далучаліся кароткія перпендыкулярныя крылы. У цэнтры выступаў рызаліт з каланадай, якая несла дарычны антаблемент і тэрасу перад мансардай. Пад порцікам знаходзіліся арачныя дзверы і вокны з трохвугольнымі франтончыкамі. Дэкор аднапавярховых крылаў абмяжоўваўся паўкруглымі надаконнымі, аб’яднанымі гарызантальнай цягай, броўкамі і шырокім дарычным фрызам з трыгліфамі ў завершы. Пасярэдзіне тыльнага (паркавага) фасада размяшчалася тэраса з бакавымі сходамі ў парк, а па баках вылучаліся рызаліты. Будынак у цэнтральнай частцы накрываў высокі чатырохсхільны дах з франтонам, над бакавымі крыламі — трохсхільны. Сцены рэзідэнцыі былі гладка атынкаваныя, а дэкор і калоны пафарбаваныя ў белы колер, які ўдала кантраставаў з больш цёмным колерам тынкоўкі.
Унутры палац меў двухрадную анфіладную планіроўку. «З бокў порціка змяшчаўся дэкарыраваны ў «ііаляўнічым»і стылі вестибюль з развешанымі на сценах трафеямі і карцінамі адпаведнай тэматыкі, з кафлянай печкай, вя-лізным камінам і вітымі сходамі на другі паверх. Дзверы, выкананыя з чырвонага дрэва з інкрустацыяй, вялі ў прасторную сталовую, блакітны плафон якой уяўляў нібы нябеснае скляпенне з зоркамі і маладзіком. Са сталовай направа можна было трапіць у вялікую бальную залу, што асвятлялася парамі вок-наў ад пад’езду і ад парку. Далей знаходзіліся чатыры жылыя пакоі.
Па левы бок вестыбюля размяшчаліся салон-гасцёўня, будуар гаспадыні і чатыры жылыя памяшканні. Вялізны пакой другога паверху прызначаўся пад бібліятэку, за якой знаходзіўся гардэроб гаспадыні дома Зофіі Прозар. Паркет парадных апартаментаў, паводле слоў гаспадыні Ванды Гардзялкоўскай, заснаваных на інфарма-цыі людзей, якія ведалі палац яшчэ ад часоў Прозараў, «меў чароўныя пейзажы, выкананыя з розных драўняных гатункаў — чырвонага дрэва, чорнага дуба, ясеню, грушы», і ўдала спалучаўся са сценавымі панелямі, дэкарыраванымі ў тэхніцы стука (алебастрам, аздобленым пад мармур). Кафляныя печы і мармуровыя каміны таксама з’яўляліся дэ-каратыўнымі элементамі інтэр’еру.
Уязная брама мела «ваяўнічую» трактоўку ў выглядзе навешаных на высокія мураваныя слупы каваных кратаў з рымскіх пік і ампіра-вых вянкоў. Па яе баках размяшчаліся дзве вежы-вартоўні з купальным пакрыццём, завершаным чыгуннымі дэкаратыўнымі пінаклямі.
Ад брамы вакол газона праходзіла шырокая алея са старых ліп. Па абодва бакі газона перад палацам стаялі дзве невялікія афіцыны з чатырохслуповымі ганкамі. За палацам раскінуўся пейзажны парк, высаджаны на плошчы ў 5 га ліпай, дубам, грабам, платанам, пірaмідальнай і італьянскай таполяй, мноствам дэкаратыўных кустоў. Праз гэтыя пейзажныя пасадкі ад палаца адыходзіла прамая алея, замкнёная вялізным чатырохвугольным газонам. Цэнтрам складанай воднай сістэмы з’яўляўся востраў дыяметрам 200 м, абкружаны шырокім каналам, злучаным з асноўным вадаёмам. Палац і парк былі абнесеныя ажурнай мураванай агароджай з пастаўленымі праз кожныя дзесяць метраў атынкаванымі і пафарбаванымі ў белы колер слупамі. Па фронту сядзібы праходзіў гасцінец, высаджаны векавымі платанамі і таполямі.

Сейчас Острогляды встречают своих очень редких гостей руинами домов, хозпостроек панского да советского времени да бывшей Свято-Троицкой церковью, возрождённой из клуба, который сделали после революции 1917 года из поруганной и изуродованной Свято-Троицкой церкви.

Вот такой грустный круговорот истории!

Чернобыльские достопримечательности

В заключение хотелось бы представить общий снимок участников экспедиции в загрязненные населенные пункты, куда они отправились для осмотра оставшихся там достопримечательностей:

участники чернобыльского трипа

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: