Туризм в Беларуси – это не только Мир или Несвиж. И туристских маршрутов в Беларуси намного больше, чем поездки в замки упомянутых городов или, скажем, в Беловежскую пущу. Хотя и в такие поездки мы с удовольствием ездим. Вот и маршрут «По Дороге Родников» — это не один маршрут, а несколько, объединённых одной идеей – посетить криницы и купели разных мест востока Беларуси (в основном!) и соседних регионов, испить родниковой воды, окунуться в купелях. И, разумеется, посмотреть окрестные достопримечательности.
Возьмусь процитировать самого себя — Идея путешествий «по Дороге Родников» хороша тем, что она не имеет жёсткой привязки к конкретным локациям. Мы всегда адаптируем маршрут под конкретную ситуацию и пожелания наших участников, высказываемые заранее. Можно сказать, что путешествия «по Дороге Родников» — это открытый проект, в рамках которого мы путешествуем по Беларуси (и не только!).
В прошлом, 2019 году, у нас была поездка «Семь купелей по Дороге Родников. Версия 3.1» — одна из реализаций этой идеи. О ней мы писали здесь https://turismplus.ru/sem-kupelej-po-doroge-rodnikov-versiya-3-1.htm
На этот раз целью были освещённые купели (ну и, само собой, криницы) Гомельско-Могилёвской зоны ЧАЭС. Да, в Гомельской области зона ЧАЭС это не только территория недалеко от Чернобыля, но и не малый кусок земли на северо-востоке области. Да и Могилёвщину эта беда зацепила изрядно.
Своё воскресное путешествие 11 октября 2020 года мы решили начать с Чечерска. Выехав из Гомеля в 8.00 утра, уже в 9.15 мы были в Чечерске.
Это один из старейших городов Гомельщины. Вот что говорит про Чечерск Вики https://ru.wikipedia.org/wiki/Чечерск
Город в Гомельской области Беларуси, административный центр Чечерского района. Расположен в районе, который был сильно загрязнен радиоактивными осадками, связанными с Аварией на Чернобыльской АЭС. Население — 8445 человек (на 1 января 2018 года).
Впервые город упоминается в Ипатьевской летописи в 1159 году: киевский князь Изяслав Давыдович вернул Чечерск черниговскому князю Святославу Ольговичу. До середины XIV века (когда был присоединен к Литве) находился в составе Черниговского княжества.
До 1772 г. местечко Чечерск являлось центром Чечерского староства Речицкого повета Минского воеводства Великого княжества Литовского Речи Посполитой обеих народов.
После 1-го раздела Речи Посполитой в 1772 году — в составе Российской империи (Рогачёвский уезд Могилёвской губернии). Екатерина II подарила город известному русскому полководцу, генерал-губернатору края З.Г.Чернышёву, после чего город стал стремительно развиваться. Чернышёвым и его наследниками были построены каменные ратуша, три церкви и костёл, основан крепостной театр, стеклозавод, винокурня; город был перестроен в классическом стиле.
Осматривать Чечерск мы стали с дворца Чернышевых-Кругликовых. Дворец Чернышевых-Кругликовых, который многие туристы считают местом жительства графа Чернышева, на самом деле строился при потомках Захария Григорьевича. Окончательный вид здание дворца приобрело в 1860 году. Особенно интересна летняя терраса-балкон, расположенная на стройных чугунных опорах. Сейчас одна из опор переломилась пополам, хотя ещё и стоит. Терраса-балкон ограждена хлипким забором (по соображениям безопасности). Наглядное подтверждение того, как разрушительно время и людское невнимание. В здании дворца несколько лет якобы идёт якобы реставрация. Но никаких её следов, кроме начавших подгнивать досок, ограждающих террасу-балкон, мы не обнаружили.
Затем по улицам Чечерска мы пошли к Спасо-Преображенской церкви – ещё одному объекту Чернышевского наследия. Когда-то вокруг ратуши были четыре храма: один католический и три православных.
По мнению некоторых исследователей, все они были построены по проекту знаменитого архитектора Джакомо Кваренги. Учитывая, что примерно в это же время по проекту Кваренги был отстроена усадьба Завадовского в Ляличах, что на Брянщине (находящаяся относительно недалеко от Чечерска), с дворцом и замечательной Екатерининской церковью https://turismplus.ru/puteshestvie-v-verbnoe-voskresene-bryanshhina.htm , версия об авторстве Кваренги не лишена оснований. Ну а почему бы знаменитому архитектору не устроить, своего рода, «чёс по провинции» — всё ж копейка себе в карман, а людям радость.
В основе всех 4-х храмов лежал один и тот же проект храма-ротонды, т.е. круглого храма. Вроде как граф Захарий Чернышев сам дополнил проект Кваренги: Преображенской и Вознесенской церквям он дорисовал притвор и апсиду, а костёлу Святой Троицы и церкви Рождества Богородицы — башни на главном фасаде.
До наших дней дошла лишь православная Спасо-Преображенская церковь, заложенная в 1779 году. Это самая большая на территории Беларуси церковь-ротонда. Построена в стиле классицизма. Забавно, что она была самой бедной по внутренней отделке и убранству. В воскресное утро церковь была открыта.
Побывав в храме, направились к ратуше. Хотелось посетить расположенный в ратуше музей, взглянуть на «Бабичские» иконы (светская по художественной манере, напоминающая полотна западноевропейских мастеров, школа иконописи, центром которой было село Бабичи).
Чечерск получил право на самоуправление в 1511 году. А вот ратуша, дошедшая до наших дней, была построена в 1780 г. на городской площади. Согласно классической концепции идеального города, в центре была огромная площадь с ратушей, окруженная Г-образными строениями, в которых работали 76 лавок. По периметру площади были высажены липовые аллеи.
Ратушей в Беларуси сохранилось немного. Чечерская отличается тем, что над кирпичным основным зданием возведены пять деревянных башен — четыре маленьких и одна большая, центральная. Ещё одна уникальность ратуши – деревянная винтовая лестница. В 1974 году в ратуше случился пожар. Деревянные конструкции и старая лестница сгорели, а вот колонна в ее центре уцелела. Оказалось, это ствол огромного дуба, на который как бы нанизано здание.
После 30 лет реставрации Ратуша была открыта и в ней разместили историко-этнографический музей. Впрочем, попасть в него сегодня мы не смогли. Если раньше выходным днём в музее был понедельник, то сейчас – да, да! не удивляйтесь, – воскресенье!
Рядом с ратушей в Чечерске поставили памятник Чернышеву. Ведь все архитектурные достопримечательности Чечерска связаны с его именем. До сих пор один из концов города называют Захарполье, а другой – Аннаполье, в честь Чернышева и его жены, т.е. так, как назвал их сам Чернышов при планировке города.
От ратуши, не солоно хлебавши, мы пошли к городищу. Городище старинного Чечерска «Замковая гора» находится на правом берегу реки Чечера, занимает часть высокого берегового плато. Имеет форму круга площадью пол гектара. Отделено широким и глубоким рвом от остальной береговой площадки.
Уже в XI столетии городище было укреплено деревянной оборонительной стеной, позже – валом с деревянными укреплениями и рвом перед ним.
В XVI–XVIII столетиях в Чечерске существовал замок. В середине XVI столетия через ров был переброшен подъемный мост, который вел к въездным замковым воротам. Деревянные рубленые стены замка были обмазаны глиной, что сводило к минимуму возможность их поджечь и сохраняло от гниения.
В XVII столетии на Замковой Горе находилась 8 башен. Вход запирали дубовые ворота с входной форткой, обитые железными шинами. Нижний этаж башни-ворот занимали две тюрьмы и глубокая яма со срубом, куда сажали воров. Замковые хозяйственные построения (ледник, двухэтажный лямус, конюшня) были обнесены палисадом «с досок дубовых местами в два совета, а местами в три советы поставленных» в каких были сделаны бойницы.
В 1802 году на замковой горе на место старого замка был построен большой дворец графини Анны Родионовны Чернышевой, крестной матери Александра I. Сведений о нём почти не осталось. Известно, что он был построен в готическом стиле, имел форму полукруга. Само строение было окружено рвом, наполненным водой с реки Чечёра. Через ров был переброшен подъемный мост на цепях. Дворец упоминается в документах 1855 года, в то время он находился в запустения. Согласно описанию 1884 года, дворец уже не существовал, а его место занимали разные посадки.
На Замковой горе в 1957 году был воздвигнут памятник советским воинам и партизанам, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Прогулялись по городищу и вернулись к самолёту около ратуши.
Да, в Чечерске стоит реактивный самолёт! Списанный штурманский Ту-124Ш был установлен в самом начале 90-ых. Эта модель использовалась для подготовки штурманов. Всего в СССР было построено 54 самолёта версии «Ш» (производился до 1968 года). Примечательно, что «чечерский самолет» — единственный экземпляр данной модели на территории Беларуси. Привезен он был в Чечерск после недолгих переговоров с командованием с бывшей военной авиабазы «Зябровка». Перевозили его ночью, по частям.
В 1992 г. в самолёте открыли видеосалон. Позже самолёт передали отделу культуры местного райисполкома, внутри самолета в Чечерске работал Детский центр игрушки.
Кстати, мало кто знает, но у города был свой аэропорт. Грунтовая полоса, «колбаса» «политических цветов» на палке для определения силы и направления ветра, домик с радиостанцией и кассой — вот и весь аэропорт Конечно, здесь садились только Ан-2, но рейсы по маршруту Гомель — Чечерск — Корма — Гомель были регулярными. Каких то 3 рубля – и вы в областном центре!
Имеется в Чечерске построенная к 850-тилетию города летняя сцена с амфитеатром (в городском парке) и памятник Отселённым деревням (на окраине города по дороге на Корму). Но в этой поездке мы туда не заглядывали. Наш путь лежал дальше, к родникам и купелям.
Первой мы посетили купель в агрогородке Полесье Чечерского района. Её новейшая история весьма примечательна. Бывший морской офицер Николай Куцаков возродил в Полесье Николаевский храм, разрушенный в советские годы. Капитан первого ранга в отставке вернулся из Москвы в родное Полесье. С 2007 года возводил стены. Строил сам и, поначалу, за свои средства. По задумке, здание церкви напоминает белый корабль, направленный на восток. Храм Святителя Николая Чудотворца был освящён в 2011 году. Николай Куцаков решил стать его настоятелем: “Храма без священника, как и корабля без капитана, не бывает”.
Ещё батюшка Николай обустроил и освятил криницу и построил купель, так же освящённую в честь Николая Чудотворца.Мы подошли к кринице с купелью. Для купели сделали сруб из дубовых бревен. В колодце можно набрать вкусной родниковой воды, а в купели окунуться в любую пору года, что некоторые из наших участников не преминули сделать.
Так же в Полесье немало домов с любопытными узорами на наличниках.
А наш путь лежал дальше. Мы пересекли границу между областями и оказались на Могилёвщине, в Краснопольском районе. Останавливаемся и идём к первой кринице с купелью на Могилёвщине. Это Святой источник Серафима Саровского недалеко от деревни (села) Выдренка.
Родник хорошо заметен благодаря указателю и обихоженной территории.
Благоустройство было начато в конце 2017 г. Краснопольским лесхозом по инициативе настоятеля храма святителя Димитрия Ростовского в деревне Выдренка иерея Виктора Давыденко. Вообще фигура отца Виктора очень значима для Краснополья и мы ещё не один раз упомянем её в своём рассказе.
Возле источника проложены мостки, т.к. местность болотистая. Над родником сооружена часовня. В часовне установлен «журавель», с помощью которого можно набрать воды. Около часовни построено несколько беседок. Родниковый ручей стекает в вырытый пруд-купель, где установлены сходни в воду и кабинка для переодевания.
Останавливаемся около источника для небольшого перекуса. Часть наших участников окунается в купели. Через полчаса отправляемся далее, в Выдренку.
Деревня Выдренка известна из письменных источников с 1777 г. В Рогачёском округе Могилёвской губернии. В 1783 – 1785 годы в Выдренке было 21 двор, 112 мужчин (ревизионных душ), 115 женщин. В 1811 г. д. Выдренка в Чериковском повете, насчитывалось 44 двора. В 1840 г. основана винокурня, в 1889 пивоваренный завод. В 1880 г. 60 дворов, проживало 348 человек, действовало две ветреные мельницы, жители занимались земледелием и часть — кузнечным делом. Действовала двух классная церковно-приходская школа.
Сейчас в Выдренка проживает около 50 человек в 20 домах, хотя территория населённого пункта относится к зоне с обязательным отселением. Вообще Краснопольский район сильнее других районов Могилевщины пострадал от катастрофы на ЧАЭС. Виной тому противоправные действия руководителей ЦК КПСС и правительства СССР, руководителя Комитета по гидрометеорологии СССР Ю. Израэля, принявших решение по осаждению радионуклидов, выброшенных в атмосферу во время катастрофы на Чернобыльской АЭС в апреле — мае 1986 г., с целью не допущения распространения радионуклидов в глубь СССР, особенно в направлении Москвы и других крупных городов
Но когда мы в воскресенье, 11 октября, въехали в деревню, то мы были в шоке! Такого количества машин, людей, церковнослужителей мы и в Гомеле не припоминали.
Оказалось, что это праздновали 115 годовщину храма святителя Димитрия Ростовского. На празднике были Предстоятель Белорусской Православной Церкви Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Вениамин, архиепископ Могилевский и Мстиславский Софроний и множество других иереев. Нельзя не восхититься талантами отца Виктора, стараниями которого обычная деревенская церковь стала центром притяжения верующих всего востока Беларуси. А её юбилей стал праздником республиканского масштаба.
Построен храм был по воле жившей в этих краях помещицы Барановской. Говорили, что мучилась она от жутких болей в ногах. Однажды во сне получила знак: исцелишься, если построишь церковь. Храм возвели в 1897 году, а в 1905-м осветили, отсюда и дата его рождения. Проект храма приписывают Растрелли, тому самому, который проектировал Зимний дворец в Петербурге. Так ли это – кто знает? Храм занесен в список историко-культурных ценностей РБ.
Мария Барановская-Дорн не только поставила храм, но и занималась благотворительностью. Мать четверых детей, Мария Егоровна собирала по округе сирот, лечила их, обучала грамоте. Увы, судьба ее трагична. Барановскую-Дорн убили в апреле 1918 года, ее тело скинули в реку неподалеку от Выдренки. Ей было 63 года…
Церковь в Выдренке единственная из 12 храмов Краснополья уцелела в годы Великой Отечественной войны. Одна из старинных икон — Казанской Божией Матери — после войны оказалась простреленной из винтовки навылет, но и по сей день остается на привычном месте. Почитателей у этой иконы много. Как и у образа Николая Чудотворца, хранящегося в храме. А ещё в храме хранится икона со знаком беды. В 1986 году прихожане заметили, что на находящемся в храме образе преподобного Серафима Саровского в правом верхнем углу иконы появилось заметное светлое пятно, напоминающее клубящийся дым. Это посчитали плохим знаком. В скором времени произошла трагедия на Чернобыльской АЭС.
Побыв в храме, пошли к кринице с купелью св. Дмитрия Ростовского.
Воспользовавшись тем, что после крестного хода поток людей от купели слегка схлынул, окунаюсь в купели. Вода показалась менее холодной, чем обычно.
Мы отправляемся дальше по купелям зоны ЧАЭС. Есть такая легенда: «Один Святой бросил как-то три камня. Первый, самый крупный, упал на Славгородчину – и появилась Голубая криница. Второй и третий, поменьше, легли неподалеку от Краснополья, образовав живые источники в деревнях Горы и Мхиничи…».
Поворачиваем к роднику Иоанна Крестителя (Иоанна Предтечи, Святой ключ) в бывшей деревне Мхиничи, О том, что тут была большая деревня, напоминают остатки асфальта на бывшей улице да следы фундаментов. Когда-то рядом с родником была церковь. Сейчас стараниями отца Виктора на роднике построена купель, строятся церковь и часовня.
Окунаемся в купели. И здесь вода кажется менее холодной, чем обычно.
Затем отправляемся в Горы. Нет, не в те «горы далёкие, горы туманные, горы», а в краснопольские Горы. Нас ждёт Святая криница в Горах. Примечательно, что информация о Горах в интернете скудная. А ведь место примечательное – не зря оно в легенде соседствует с Голубой Криницей в деревне Клины.
Несмотря на то, что Горы в последнее время пытаются как-то раскручивать, информации в сети про агрогородок с точки зрения «раскрутки» катастрофически мало. Что удалось узнать, так это то, что в прошлом, 2019, году в Горы добрался газ. И в 2020 году, в начале весны, там проходил – вы таки не поверите! – инвестиционный форум. Столь скудная информация о Горах в Интернете – видимо, последствия инвестиционного форума?
Но святая криница в урочище «Костёл» имеется.
Впрочем, в этом урочище имеется и ботанический памятник природы местного значения «Ясеневый Гай», и освящёная купель Параскевы Пятницы.
И остатки бровара. И городище раннего железного века и эпохи Киевской Руси. Можно предположить, что в IX веке нашей эры (во времена радимичей) Горское городище и криница представляли собой древний сакральный объект. И даже своё привидение тут имеется.
Говорят, что в этом месте было панское поместье. И панночка, оскорбленная изменой мужа, покончила с собой. Панночка померла, но ее дух не успокоился и сбросил в ров посмертный подарок неверного мужа — надмогильный памятник (который мы, кстати, несмотря на усиленные поиски, так и не нашли).
Неупокоенная женская душа так и бродит в этих местах. Есть люди, уверяющие что видели призрак панночки. Он ступает по воздуху, не касаясь криничной воды, и исчезает подобно туману. Впрочем, по достижению определённой концентрации алкоголя в крови, можно увидеть не только панночку, но и самого Вия. В любом случае, местные жители не ходят по воду на криницу вечером (так говорят…). А вот костёла в урочище «Костёл» нет.
Мы с удовольствием прогулялись по «Ясеневому гаю». Побывали на кринице, посмотрели как «кипит» её дно от бьющей сквозь песок воды. Прошлись по городищу между остатками валов. Полюбовались осенними ясенями. Заглянули в купель (окунаться, правда, не стали — решили отложить это дело до следующего раза). Сфотографировали руины бровара. Оценили построенную около купели зону отдыха – она нам понравилась.
И решили проехать к Палужскому водохранилищу, прикинуть его рекреационно-рыболовный потенциал. Ну, что-то вроде агроусадеб на его берегах строят. И это здорово. А нам нужно торопиться дальше.
В анонсированной заранее программе поездки было посещение агрогородка Лесная Лопатичского сельсовета Славгородского района Могилёвской области. Туда мы и поехали.
Дорога идёт через Краснополье, Чериков и далее, в сторону Славгорода. Дорога идёт по самой настоящей ЗОНЕ (отселения). Для того, чтоб увидеть ЗОНУ, совсем не обязательно ехать в Чернобыль и Припять. Она здесь, рядом. Выглядит очень обыденно – красивая природа, асфальтированное шоссе. Изредка мелькнут следы бывших здесь ранее деревень. И от такой картинки остаётся гнетуще ощущение.
Деревня Лесная в начале 21 века превратилась в агрогородок, а колхоз «Лесная» стал именоваться СПК (сельскохозяйственным производственным кооперативом) «Лесная». В Лесной сейчас около 100 дворов. Чуть меньше 400 человек. Есть магазинчик и ФАП, типа музей и типа агроусадьба от лесхоза. Даже Святая криница, освящённая в честь Петра и Павла, есть. Но известна Лесная мемориальным комплексом, созданным в честь 200-летия победы русских войск над шведским корпусом генерала А. Левенгаупта в битве 28 сентября 1708 года под деревней Лесная.
Комплекс включает в себя мраморный обелиск на братской могиле русских воинов, монумент в честь победы русских войск в форме бронзового орла, поразившего знамя врагов, и Свято-Петро-Павловский храм-памятник. В нём в советское время был расположен музей битвы под Лесной. Авария на Чернобыльской АЭС прекратила работу музея. В начале 90-х здесь снова был открыт храм. В 2008 году, при подготовке к празднованию 300-летия победы Петра Великого, храм был реставрирован — облицован новой плиткой и покрашен.
Бронзовый орел – памятник, отлитый к 200-летию битвы при Лесной (1908 год). Он восседает на гранитном камне (высотой 3,5 м), держа в когтях знамя поверженных шведов. Создан орёл мастером Артемием Обером. Постамент украшает лавровый венок победителей и доска с выбитыми именами полководцев битвы. На открытие памятника деревню посетил царь Николай II. В 2008 году камень под орлом сменили новым (камень стал больше и увесистее).
После прогулки и фотографирования достопримечательностей едем в Славгород.
Пропойск, т.е. Славгород, город известный. Прежде всего, легендой о его переименовании. Тут я опять процитирую себя: «после освобождения Пропойска от немецко-фашистских захватчиков Сталину положили на подпись приказ о переименовании одной из дивизий в честь освобождённого города в Пропойскую. Главнокомандующему такое переименование показалось «политически неправильным» и «недостойным героев-освободителей». И товарищ Сталин перечеркнул название «Пропойск» и написала взамен «Славгород». Нам кажется, что это совсем даже не легенда, а самая что ни на есть правда». Подтверждений этой легенде нет (хотя переименовал город действительно лично Сталин, вписав его в список городов, в честь которых давали салют Победы в Москве, и не при освобождении Пропойска в 1943, а 23 мая 1945 года). Есть только не очень достоверное упоминание о некоем докладе командира одной из дивизий, участвовавших в освобождении города. Тот поставил необычное условие: «Город Пропойск не входит в полосу нашей армии, но мы можем им овладеть при условии, что вы не будете возбуждать ходатайства о присвоении дивизии наименования Пропойской».
Ныне Пропойск – извините! – Славгород — это небольшой тихий провинциальный городок. Узел автодорог на Могилев, Рогачев, Чериков. Пристань на реке Сож. Население составляет 7900 человек (на 1 января 2019 года). Чем сейчас тут живут люди – понять трудно. Но как-то и чем-то же живут.
А ведь у города давняя и интересная история. Впервые местечко упоминается в исторических летописях в 1136 году. Тогда оно входило в состав Смоленского княжества. Называлось Пропоем, Пропошеском. Происхождение названия города связывают с древними наименованиями реки Проня. Например, Пропой — «быстрое течение» . Славгород, как Кричев и Мстиславль, был основан как город-крепость на пути «из варяг в греки». В 1359 году Мстиславское княжество было присоединено литовским князем Ольгердом к Литовскому княжеству. В «списке русских городов дальних и ближних» конца XIV века Пропойск числился среди принадлежавших ранее киевским князьям городов, переданных литовскому князю Скиргайло. После первого раздела Речи Посполитой (1772) отошёл к Российской империи и был подарен Екатериной II князю А.М. Голицину.
Важное значение для города имели водные торговые пути. Ранее город был портовым, о чём символизировал якорь на старом гербе города. Ежегодно пристань Пропойска принимала до 25 торговых судов. Экономика местечка оказалась в плюсе и за счет строительства дороги Москва-Варшава в 1834 году.
В XIX веке в Пропойске работало несколько десятков небольших промышленных предприятий. Большинство из них принадлежало евреям: пивоваренный завод, маслобойни, канатные заводы, круподерки, а также кожевенные, кирпичные и кафельные предприятия, которые работали в основном для местного потребления. Часть продукции предприятий вывозилась за пределы региона. Например, пропойскими изразцами облицованы стены Грановитой палаты московского Кремля.
Сегодня на гербе города изображен золотой памятник, воздвигнутый в честь победы русских войск в 1708 году у деревни Лесная. Поменяли герб в 2005 году. Печальный символизм – изображение на гербе города относится не к городу, а к соседней деревне. Слабая попытка паразитировать на славе предков.
Тем не менее, город обладает определённым, хоть и недооценённым, на наш взгляд, туристическим потенциалом.
Приятно пройтись по парку с памятным знаком на месте дворца, в котором Голицын принимал Екатерину Великую во время путешествия ея в Малоросию. Посидеть на «реплике» кресла императрицы, в котором она отдыхала во время посещения Пропойска (оригинальное кресло до революции 1917 года находилось в храме Рождества Богородицы). Интересно взглянуть на памятник Пропойску (сделав там дежурное фото) и утверждённое Жилкомхозом «Место для поцелуев».
Достойна внимания и церковь Рождества Богородицы, построенная в 1791—1793 гг. князем Алексеем Михайловичем Голицыным в стиле классицизма по проекту известного русского архитектора Николая Львова. Внутри можно увидеть остатки росписей (в которых изначально насчитывалось 57 сюжетов Ветхого и Нового Заветов), созданных бригадой художников под руководством известного живописца Владимира Боровиковского, (автора портретов Екатерины II, Павла I и многих других высокопоставленных лиц Российской империи). Сейчас об их былой красоте мало что напоминает. Но сама атмосфера этого храма душевная и, по хорошему, домашняя. К сожалению, оказались мы в Славгороде уже вечером и храм на этот раз был закрыт.
Помедитировав над впадением Прони в Сож, мы помчались в Голубую Криницу. Туда сейчас ведёт отличная новая дорога по хорошему новому мосту через Сож. Старый понтонный мост, проезд по которому был своеобразным аттракционом, сейчас скучает у берега. Зато посещать «Голубую Криницу» теперь можно круглогодично без всяких затруднений.
Бываем мы на «Голубой Кринице» регулярно. Видим происходящие тут перемены. В целом, они положительные – появилась определённая инфраструктура, уложен асфальт на дороге. Мост открыли. Но дух путешествия и приключения, увы, исчез.
Про саму «Голубую Криницу» и всё, что с ней связано, информации очень много. Найти её легко. Мы припомним одну из легенд (кстати, размещённую на табличках на самой «Голубой Кринице»).
«Посватались два красивых и сильных парня Степан и Марк (Иван) к Катерине-Богатырше. Чтобы отказать нелюбимому Марку, девушка устроила между ними соревнование: бросание огромных валунов. Любимому Степану достался камень величиной со стол, а Марку больший — размером с печь. Бросили парни свои камни и пошли смотреть, чей где оказался. Но вышло так, что камень Степана упал ближе Маркового. Тогда Катерина ступила на Степанов камень и говорит: «Чем достаться нелюбимому, пойду людям лучше водой служить». Бросилась она с камня и разлилась водой. А на самом камне с той поры остался её след — след Катерины-Богатырши. Рядом с Голубой криницей лежит камень Степана с изображением этой легенды и следом Катерины. В лесу можно найти и Марков камень».
Говоря коротко — Голубая криница — источник с самым мощным потоком воды восходящего типа на Восточно-Европейской равнине. Самый большой родник Беларуси.
«Голубая криница» объявлена гидрологическим памятником природы республиканского значения Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь №48 от 31 июля 2006г.
Данный памятник природы является и культовым объектом. Ежегодно 14 августа, в день памяти святых мучеников Маккавеев и Медовый спас, «Голубую криницу» посещают тысячи людей. Около родника построена купель. Неподалёку — часовня мучеников Маккавеев
Мы приехали на Голубую Криницу в 18.00. Поэтому посетителей было мало и мы спокойно окунулись в купели, оборудованной на источнике.
После холодной родниковой воды всё тело приятно покалывало тёплыми иголочками.
Потом в одной из беседок мы устроили импровизированный «праздничный» ужин со свежесваренным глинтвейном и прочими вкусностями. После ужина, в 19.10 отправились домой, куда и прибыли через пару часов.
Поездка получилась насыщенной, очень интересной, душевной и, смеем думать, полезной.
Всем большое спасибо за компанию!
Простите автору его ошибки.
С уважением – Игорь Голушко. golushko62@tut.by
Игорь ты молодец :idea: