Фотоквест как путеводитель по Гомельскому парку - Туризм в Беларуси России и в Мире

Фотоквест как путеводитель по Гомельскому парку

Парк имени Луначарского, входящий в дворцово-парковый комплекс в Гомеле,  является одной из главных Гомельских достопримечательностей и настоящей жемчужиной белорусской земли. Расположен на обрывистом берегу реки Сож и оврага, по которому когда-то протекал ручей Гомий. Но что удивительно — несмотря на обилие материалов, в сети не нашлось путеводителя по Гомельскому парку.

Постараемся восполнить этот пробел с помощью организаторов Приключенческой Гонки «Юго-Восток 2016» в Гомеле. Ну а благодаря Антону Горбатовскому, Андрею Марченко и Виталию Дубровскому, предложившим идею квеста и сделавшим карты, в рамках гонки был организован фотоквест по достопримечательностям парка. Участники получили карту с изображениями фрагментов расположенных в парке объектов, которые нужно было найти на местности. В результате получился практически полный путеводитель по Гомельскому парку, рассчитанный на неспешную полутора-двухчасовую прогулку. Согласитесь, гулять по парку в форме квеста, опознавать кусочки изображений и получать информацию о том или ином объекте парка — гораздо интереснее, чем просто глазеть на деревья:)

Итак, 16 фрагментов, маршрут и описание объектов Гомельского парка, которые можно использовать в поездке в Гомель:

park3

park1Поскольку базовый лагерь участников гонки «Юго-Восток 2016» располагался на левом берегу реки Сож, то фотоквест начинался с пешеходного моста через реку. Это логично — в любом случае пропустить эту достопримечательность нельзя, к тому же это дорога на центральный гомельский пляж.

Первый фрагмент (кп1), который нужно найти:

img_1970

Сам же мост, длина которого составляет 293 метра, построен в 1969 году и со стороны набережной выглядит так:

img_2005

Высота моста около 22 метров, с высшей точки форм — 30-35 метров, только прыгать с них в воду не нужно (все подобные происшествия заканчивались трагически). Лучше поискать деталь фотоквеста на выходе с моста — она на столбе-указателе:

img_1972

Рядом находиться кафе, где, устав от поисков кп1, можно перекусить ;).  Итак, первая деталь найдена, опыт получен и можно переходить к поиску второго фрагмента (кп2):

img_1999

Это ничто иное, как изображение носа лодки внутри скульптурной композиции — человека, стоящего в лодке. За его спиной виднеются колчан и стрелы, а рядом с ним сидит рысь – символ Гомеля. Согласно авторскому замыслу, образ “Лодочника” подразумевает первого гомельчанина, приплывшего в эти места по реке Сож.

img_2001

Автором работы является скульптор Вячеслав Долгов. Композиция, выполненная из бронзы, установлена на Киевском спуске у городского причала набережной Сожа на площадке, окруженной водой, 8 сентября 2007 года.

img_2004

Третий пазл фотоквеста похож на верх какой-то средневековой башни

img_1993

Чтобы найти его, от скульптуры «Лодочника» нужно пройти вверх по Киевскому спуску. Раньше внизу находилась речная пристань, откуда судна курсировали вниз по Сожу и Днепру, до самого Киева и Херсона, отсюда и его название. По дороге встретится перекидной пешеходный мост, реконструкция которого закончилась совсем недавно

img_1987

Отверстие на склоне Киевского спуска в парке испокон веку не давало покоя едва ли не каждому гомельскому мальчишке. Каждый знал: это «подземный ход», который ведет «на тот берег», но увы — «на тот берег» по этому ливневому коллектору так никто и не попал. А вот напротив…

img_1989

Не искомый ли это фрагмент? Так и есть (кп3):

img_1991

Следующий кусочек фотоквеста (кп4) — прост, поэтому сложен в поиске. И вправду — как в пейзажном парке конца XVIII-XIX веков найти звезду:)? А очень просто — на столбах-опорах забора, ограждающего бывшую фабрику «Полеспечать» (т.е. бывшую Городскую Думу, здание которое было построено в 1880ые годы по проекту архитектора Е.Торлина, адрес — ул. Советская, д. 1) от Киевского спуска. Искомых звездочек не одна, а несколько.

img_1982

img_1980

В сентябре 2015-го (а у нас в городе чаще всего все и открывается в сентябре — аккурат ко дню города) на входе Киевского спуска появилась арка

img_1983

Киевский спуск известен еще и тем, что здесь часто сидит уличный художник Василий Ляшкевич — тоже своего рода гомельская достопримечательность, которую делят между собой Питер (куда художник часто уезжает) и Гомель.

Пятый фрагмент на первый взгляд непонятный и трудно идентифицируемый:

img_2139

Найти его поможет карта гонки «Юго-Восток» и характерная кладка, по которой легко узнать часовню-усыпальницу семьи князей Паскевичей.  Часовня была построена в 1870-89 гг. в так называемом «русском стиле» с использованием мотивов московской архитектуры XVII века. В наземную часть входит часовня — квадратное в плане кирпичное сооружение, накрытое высоким восьмигранным шатром с луковичной главкой. Аналогичные главки венчают его углы и склеп для захоронений (усыпальницу), которая оформлена небольшим наземным объемом-входом, откуда лестница ведет в подземный сводчатый тоннель.

Строительство началось весной 1870 г. и длилось до 1889 г.
Оформительские работы возглавили два архитектора из Петербурга: академик архитектуры М.Е. Месмахер и О.Э. Вегенер. Выпускник Императорской академии художеств, художник-декоратор С.И. Садиков выполнял в часовне орнаментальную живопись и руководил позолотой куполов с крестами и подзоров. Эти работы осуществляла петербургская мастерская П.С. Абросимова. Поставки камня и готовых мраморных деталей в Гомель производил киевский магазин мраморных, гранитных и лабрадорных изделий «Тузини и Росси»

img_2146

В усыпальнице находятся захоронения 8 представителей семьи Паскевичей, в том числе генерал-фельдмаршал Иван Федорович Паскевич, его жена Елизавета Алексеевна Паскевич, урожденная Грибоедова, отец фельдмаршала Федор Григорьевич Паскевич и его мать Анна Осиповна Паскевич, дочери Анастасия Ивановна Лобанова-Ростовская и Анна Ивановна Волконская, правнучка Александра Николаевна Балашева и сын Федор Иванович Паскевич.

img_2142

У входа в часовню можно разглядеть искомый фрагментик (кп5):

img_2140

Гораздо антуражнее следующий элемент пазла (кп6):

img_2152

Однако это всего лишь элемент столба

img_2157

Зато как много можно рассказать о виднеющемся Свято-Петро-Павловском соборе! Он является памятником церковной архитектуры республиканского значения. Инициатор строительства — граф Николай Петрович Румянцев, старший сын П.А. Румянцева- Задунайского, ставшего после смерти отца владельцем Гомеля. 28 марта 1808 г. он обратился к архиепископу Могилевскому Варлааму с просьбой разрешить построить в Гомеле каменную церковь в честь Святых апостолов Петра и Павла. Вместе с письмом был послан план предполагаемого храма, составленный архитектором Джоном Кларком. Просьба была удовлетворена. 18 октября 1809 года на правом берегу Сожа в близости от дворца протоиереем Иоанном Кононовичем Григоровичем была заложена церковь. Строилась она в течение 10 лет. Около 5 лет понадобилось для украшения храма дорогостоящей церковной утварью, привезённой графом из Петербурга. При всей своей простоте храм отличается замечательной гармонией частей. Здание построено в стиле классицизма высотой 25 метров.

2 мая 1962 года храм превратился в планетарий, а после его закрытия в 1985 г. собор долгое время пустовал. 29 сентября 1989 года верующим г. Гомеля были переданы ключи собора. 7 января 1990 г. на Рождество совершена первая Божественная Литургия, и с тех пор Гомельский Свято-Петро-Павловский кафедральный собор является духовным центром всей жизни Гомеля и области.

А нам же нужно искать следующую деталь квеста:

img_2114

О том, что это не один памятник, а целых два, гласят таблички внизу на каменном параллелепипеде. Один – это гранитный монолит, отделанный в виде пьедестала (XIX век), другой — скульптура быков с лаконичными чертами «звериного стиля». Информационная табличка сообщает о том, что это «подставка для цветочницы с двухсторонним изображением быка, бетон армированный, I половина XX века, найдена при расчистке русла р.Сож в 2008 г.» Вроде и не старая вещь, но пока так и осталось неизвестным, кто изготовил голову, каким целям она служила (возможно, это навершие некоей колонны)  и как оказалась в русле р. Сож. Вот такой оказался кп7.

img_2117 Чем являлся данный объект не так уж и важно. Гораздо важнее знать назначение здания неподалеку:

img_2130

Даже многие гомельчане (не говоря о гостях города) принимают его за администрацию парка. На самом деле с 2008 года здесь находится филиал Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им.Шклярова, где работают замечательные люди, хорошие специалисты и фанаты своего дела. Посещать музей лучше в день открытия новой экспозиции, когда ведется рассказ о ней и, зачастую, руководством музея. Это всегда очень интересно. Собственно, ни один гомельский историк не может считаться таковым, если он не прошел горнила этого учреждения.

img_2144

Чаще всего, к сожалению, под музеем в парке понимают не его, а музей во дворце Румянцевых и Паскевичей. Кстати, и очередной фрагмент фотоквеста (кп8), иллюстрирующий его, неподалеку:

img_2108

В 1996 году в парке напротив дворца был установлен памятник Николаю Румянцеву работы скульптора Н. А. Рыженкова. На памятнике Румянцев запечатлён с планом перестройки города, на котором крестом отмечен будущий Петропавловский собор. Памятник украшает герб рода Румянцевых с девизом «Не только оружием»img_2102

Ну, а за спиной памятника и есть та жемчужина, которая является основной достопримечательностью Гомеля.

10 июля 1775 года Екатерина Великая пожаловала гомельское староство графу Петру Александровичу Румянцеву и выделила из казны деньги на строительство дворца графа в Гомеле. Работа над проектом дворца началась в 1777 году, строительство началось в 1785 году и завершилось в 1794 году. Автором проекта, был, возможно, Иван Старов, прославившийся строительством Таврического дворца и Троицкого собора Александро-Невской лавры. Среди авторов проекта также называют архитектора Юрия Фельтена, ученика Растрелли. Непосредственно процессом возведения дворца руководил архитектор Я. Н. Алексеев, а консультировал его Карл Бланк.

Построенный дворец стал одним из ранних образцов русского палладианства. Он представлял собой компактное двухэтажное здание на высоком цоколе, завершённое в центре кубоподобным бельведером. Композиционным центром дворца стал квадратный зал с куполом.

Внешний декор дворца был целиком выполнен в стиле раннего классицизма. Главным украшением фасадов были портики коринфского ордера — четырёхколонный парадный и шестиколонный парковый. По всему периметру здания прямоугольные оконные проёмы, размещённые в два ряда, чередовались с пилястрами, что придавало дворцу величественную монументальность.

На высоком первом этаже располагались исключительно парадные помещения, на втором — жилые комнаты, а цокольный использовался для хозяйственных нужд и размещения прислуги.

В 1826 году Николай Румянцев умер, и дворец перешёл второму сыну П.А. Румянцева — Сергею Петровичу Румянцеву, который в 1828 году отдал замок в залог, а в 1834 — продал его в казну.

return_links($2); ?>

В 1834 году дворец за 800 тысяч рублей был выкуплен известным русским полководцем И.Ф. Паскевичем. При нём в 1837—1851 годах под руководством польского архитектора Адама Идзковского была осуществлена реконструкция дворца и разбит великолепный парк.

Последние владельцы усадьбы — сын фельдмаршала Федор Паскевич и его супруга Ирина.

Сейчас во дворце музей. Собрание музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля — одно из богатейших в Республике Беларусь. В его фондах хранится более 248 261 предметов, в том числе 168 184 единиц основного фонда.

На посещение всех его экспозиций уйдет немало времени (и денег), а мы еще только на середине пути по поиску пазлов фотоквеста. Следующий кп9 представляет собой изображение рыси:

img_2166

Рысь, кстати, является символом города по высочайшему повелению императрицы Екатерины II, так как именно она разместила рысь на гербе Новобелицы 1781 года: «В нижней части — лежащая спокойно рысь, в голубом поле; ибо таковых зверей в окрестностях сего города весьма много». Рысь перекочевала на современный герб 1997 года и встречает нас на входных воротах в парк:

img_2167

Рысь — слева, ну, а справа запрет на езду по парку на велосипедах. Ганьба, считаю. Ганьба висит прямо рядом с табличкой о том, что дворцово-парковый ансамбль конца 18 — начала 19 в.в. — это историко-культурная ценность и охраняется государством (кстати, под 1 категорией ценности).

Следующая картинка фотоквеста (кп10), казалось бы, должна быть повсюду:

img_2098

На самом деле фонари такой формы на площадке-терассе с правой стороны дворца, который, кстати, обязательно нужно обойти со всех сторон

img_2119

сфотографироваться на фоне 20-тысячной купюры (старыми)

belarus_20000_rublei_2000-1

или 20-рублевой (новыми)

denom_20-1

заодно полюбовавшись видами на реку Сож

img_2120

попутно разыскивая следующий элемент фотоквеста

img_2023

Не надо отчаиваться — пропустить его невозможно, так как маршрут прогулки любого посетителя гомельского парка обязательно пройдет мимо лебединого озера:

img_2014_

Собственно, русло древней речушки «Гомиюк» или «Гомеюк», которая впадала в реку Сож, было преобразовано в Лебяжий пруд стараниями польского архитектора Адама Идзковского, т.е в конце 1830-х.

По одной из версий от реки Гомиюк получило название и первое на этом месте поселение — Гомий. В настоящее время эта древняя речушка является прекрасным «Лебяжьим прудом» или «Лебединым озером», как его называют гомельчане. Это одно из любимых мест отдыха гомельчан и гостей города. И деталь фотопазла (кп11) здесь же — у перил мостика через лебединое озеро:

img_2020

Следующий элемент пазла (кп12) похож на какое-то грандиозное сооружение:

img_2087

На самом деле это опора еще одного моста над лебяжьим прудом, который гораздо длиннее вышеуказанного нижнего и условно называется «верхним». Последний раз его деревянные настилы меняли в декабре 2013 года.

img_2024

Именно этот мост в основном и используется для перехода с одной части парка (центральной, или южной) в другую (с аттракционами).

img_2088

В северной части парка меньше парадности, но не меньше интересностей. Вот, кстати, следующий элемент фотоквеста (кп13):

img_2079

В память о наших далёких предках 15 сентября 2011 г. на месте раскопок установлен памятный знак в виде камня и закреплённой на нём таблички с текстом: «Памяти наших предков-гомелян, своими трудами, мужеством и верой заложивших основу благоденствия и процветания Гомеля».

img_2078

Территория парка является историческим центром нашего города, поэтому археологические  исследования проводятся  здесь практически каждый год. Неподалеку от памятника-«мемориалки» — еще один, более скромный, но гораздо более информативный:

img_2083

Последняя археологическая находка в парке — культурный слой X-XII веков, найденный при рытье траншеи фундамента под новый парковый аттракцион в феврале 2016-го. Что там нашли за пару дней, даже не хочется знать, чтобы не расстраиваться. Явно быстренько закопали — сроки поджимали…

img_2071

Это не тот шиш, что там нашли. Это артефакт современного времени, также выбранный организаторами гонки «Юго-Восток 2016» в качестве кп14. Расположен он в типично парковой зоне.

img_2073

Вообще территория гомельского парка — 34 га, здесь растет около шести тысяч деревьев, имеется почти 30 видов экзотов: гинкго-билоба, яблоня Недзвецкого, сосна чёрная, дуб гребенчатый, бархат амурский, есть 200-летние лиственницы. Парк, как видится, хорош в любое время года, даже в межсезонье

img_2028

img_2026

img_2074

Так сложилось, что еще одна из любимейших забав гуляющих в парке — фотографировать белочек и фотографирующих белочек :).

park4

Городские белки, которые облюбовали Гомельский дворцово-парковый ансамбль, совсем не боятся людей. Они спокойно едят прямо из человеческих рук и даже сами клянчат у горожан еду, отвергая семечки.  Если вы думаете, что они размножаются бесконтрольно и счета им нету, вы ошибаетесь. «У нас в парке ведется учет белочек: всего их чуть больше ста. У них есть специальные домики. Да, посетители любят их покормить, — мы не мешаем этому», — сообщали как-то работники музея.

Как раз фото одной из таких кормушек выбрана как элемент фотоквеста (кп15):

img_2061

Так незаметно мы подошли к последнему объекту нашей игры, кп16:

img_2037

Фонарь расположен на обзорной башне, которая открылась после ремонта и с ноября 2015 года на нее можно подняться, купив билет.

img_2043

Башня и стоящее неподалеку сооружение с вывеской «Зимний сад» — связанные сооружения

img_2032_

С 1840-го года здание Зимнего сада служило одним из наземных корпусов сахарного завода владельца гомельского имения Ивана Федоровича Паскевича. В подземном помещении производственного корпуса находилась котельная, дававшая энергию пара машинам. Для отвода продуктов горения и создания тяги для топки на высоком берегу реки Сож была возведена высокая кирпичная вытяжная труба. По желанию нового владельца гомельского имения Федора Ивановича Паскевича производство сладкого продукта перешло в Добруш, поэтому в начале 1880-х годов постройки сахарного завода были приспособлены под объекты паркового назначения, которыми являются и в настоящее время. В наземном производственном корпусе разместилась оранжерея «Зимний сад», а вытяжная труба после реконструкции стала использоваться как башня обозрения. Виды сверху не самые эффектные, но подъем на башню — один из элементов программы «по умолчанию».

Неподалеку находятся Гомельские аттракционы, где летом можно зависнуть не на один час

img_2057

А нашу полутора-двухчасовую прогулку-квест из 16 элементов можно считать законченной. Её целью было не поразить всех шикарными фотографиями (это оставлено на откуп читателям), а показать возможность прогулки по гомельскому парку в формате фотоквеста.  И отдельные пазлики сложились в целостный путеводитель по Гомельскому дворцово-парковому ансамблю:)

P.S. Во время данной прогулки по парку случайные зрители-отдыхающие интересовались, где можно найти подобную карту-путеводитель.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: