Обзор-описание сплавных рек Украинских Карпат. Часть1. Прикарпатье. - Туризм в Беларуси России и в Мире

Обзор-описание сплавных рек Украинских Карпат. Часть1. Прикарпатье.

Обзор-описание сплавных рек Украинских Карпат.

Праобраз данного материала был написан мной несколько лет назад. С той поры немало изменилось и в стране, и в мире, и захотелось снова опубликовать переработанный и дополненный обзор-описание основных сплавных карпатских рек из-за ностальгии, что ли, и с надеждой на будущее.Карпаты Горганы IMG_4608

ЧерЧеремош IMG_4323_

Обзор содержит описания рек Мизунка, Свича, Ломница (с верховьев до пос. Осмолода), Молодая (у местных жителей Молода или на некоторых картах Черная), Прут (от границы заказника под горой Говерла и до Яремчи), Чёрный Черемош, Белый Черемош, Черная Тиса (от границы заказника выше пос. Черная Тиса до гор. Рахов), Белая Тиса (с места, откуда возможен осмысленный сплав на катамаране), Турбат, Брустуранка, а так же некоторых иных рек.

Информация о разных реках Карпат в интернете имеется, но в крайне разбросанном виде. Здесь сделана попытка собрать вместе описания основных сплавных рек Украинских Карпат, составленные на основании их многократных посещений автором.

Несколько общих слов.

Обзор не претендует на доскональность и полноту охвата. Это связано с тем, что у автора имеется свой любимый выбор (и набор) рек, который при посещении Карпат определяется удобствами подъездов, возможностью (при желании) многократного прохождения содержательной части реки, её протяжённостью, набором препятствий, а так же с тем, что упор делался на описание рек с точки зрения катамаранщика и прохождения на катамаране.

Почти на каждой реке Карпат, За и При Карпатья, найдётся одно – два сравнительно сложных локальных препятствия, выделяющихся над общим фоном, зачастую техногенного характера. Но (IMXO), они вряд ли стоят того, чтобы тратить кучу сил и время на добираловку к ним, ради того чтобы побыть на воде, в лучшем случае, несколько минут.

Также немалую роль в выборе маршрута и рек при путешествии по Карпатам играют эстетические, культурологические, гастрономические, бытовые и прочие соображения

Относительно описываемых рек, с учетом многократных их прохождений и на каяке, на катамаранах и на байдарке 2-ке с самыми разными по опыту и технической подготовке участниками, скажу следующее:

Ориентиры фоновых препятствий весьма условны. Вид, сложность и даже расположение некоторых препятствий (за исключением ключевых) меняется от года к году. В виду их невысокой сложности подробно описывать как сами фоновые препятствия, так и их ориентиры нет смысла. Основную опасность представляют лежащие в воде (и низко над водой) деревья, острые слоистые плиты в воде, мосты, плотины, антропогенный мусор. Сплав по Карпатским рекам сравнительно безопасен при выполнении ряда условий – 1: индивидуальная готовность (техническая, тактическая, физическая, психологическая и пр.). 2 – если индивидуальная готовность невысока, в группе должен быть опытный руководитель, который может соотнести подготовку участника со сложностью и опасностью, как отдельных препятствий, так и реки в целом. Так же очень желательно, чтобы этот руководитель ранее уже бывал на посещаемых речках, знал местные условия, представлял логистику поездки и, хотя бы примерно, помнил ориентиры ключевых препятствий. Всё это заметно повышает безопасность мероприятия.

И главное – всё вышесказанное относится к уровню воды в реках от малого до большого, но не паводкового. Если начался ПАВОДОК – нужно очень хорошо подумать, что делать дальше. Может быть, имеет смысл вообще уехать с реки. В жизни много и других интересных вещей, помимо сплава. Надеюсь, приметы паводка читатель знает…

При описании рек автором использовался такой критерий, как Категория Сложности — КС. Хотя он весьма условен, но позволяет дать какую то (опять же, очень условно) обобщённую и универсальную информацию о реке и отдельных препятствиях. Но никогда не надо забывать, что люди ходят в первую очередь по рекам, здесь и сейчас, а не по абстрактным циферкам КС. Сами смотрите и думайте ГОЛОВОЙ. И верьте своим ощущениям. Если Вам кажется что-то СИЛЬНО страшным, то может лучше это препятствие Вам не идти? Умение вовремя отступить – признак ума и смелости.

Всё написанное здесь и в дальнейшем касается только воды, сплава. Природные, исторические, архитектурные и пр. достопримечательности и интересности здесь сознательно не рассматриваются.

Материал логично разделить на 2 части – реки Прикарпатья и Закарпатья.

 

Часть 1. ПРИКАРПАТСКИЕ РЕКИ.

Стрый. Он был интересен только идущим в первый водный поход, несмотря на категорирование 2 КС для байдарки (типа «Салют» или «Таймень»).

Опир, приток Стрыя, хотя и классифицируется на некоторых Украинских интернет-ресурсах чуть ли не 4 КС, имеет сложность не выше 2 КС, а приведенная высокая КС относится к паводку.

Реки протекают фактически в предгорьях, долины рек заселены. С моей точки зрения, сплав по ним спортивного интереса не представляет.

Мизунка — сложность невысока, за исключением порога Кривуля.  Порог Кривуля — изюминка реки Мизунка. В большую и даже среднюю воду проходим  без особых проблем полностью на катах 2-ках и 4-ках. Общая оценка для ката —  3–  —  3+ КС.  Хотя прохождение 1-й ступени 1-го участка порога Ф1 Мизунка Кривуля IMG_4000_

Ф1А IMG_4009 Мизунка v(лестница из обливаемых слоем воды разной толщины камней и плит расположенных местами под углом навстречу течению) — занятие на любителя  (по моему мнению) Ф2 Мизунка Кривуля P1010613 vВ техническом плане — ни уму, ни сердцу — съехал по лесенке и, если оболочка катамарана и собственная шкурка цела, пошел 2-ю ступень 1-го участка. Она представляет из себя слив высотой от 1-го до 2-х метров (зависит от уровня воды) шириной от 1.5 до 4-х метров (зависит от уровня от воды) уклоном 45%,  на расстоянии примерно в 20 — 25 метрах от 1-й ступени (лестницы). Слив непрямой, требует аккуратного захода, но приятный (по сравнению с предыдущей участком).  Ф3 Мизунка Кривуля P1010614 v

Ф3А IMG_4561 Кривуля Мизунка_ Хотя в действительно большую воду без проблем может положить даже кат 4-ку, что иногда и бывало.

2-я часть порога начинается примерно в 70-ти метрах от слива и представляет собой лестницу со ступеньками от 0.5 до 1 метра в 3-х — 5-х метрах друг от друга. Ф4А IMG_4564 выход Кривуля Мизунка_

Ф5 Мизунка Кривуля IMG_4007_ Прохождение и удовольствие от прохождения определяется уровнем воды.

Ориентиром порога ранее был километровый столб узкоколейной железной дороги с номером 13, видимый с воды с наплыва. Сейчас ориентиром является высокий мост из металлических ферм. Ф6А IMG_0425 мост Кривуля Мизунка_

Ф6Б IMG_4005 Мизунка_ Добираются до порога Кривуля из посёлка Выгода автомобилем. Дорога, по карпатским меркам, нормальная – можно проехать на легковушке. После посёлков Старый Мизунь и Новый Мизунь до “Кривули” около 3 – 4-х км.  Как сам порог, так и (особенно) мост видны с дороги. Недалеко от  порога (ниже его метров 300) на (орографически) правом берегу находятся строения лесничества.

Площадка над порогом популярна у местных жителей как место для шашлыков и прочих гуляний, так что на праздники и в выходные дни там, как правило, людно.

Далее на правом повороте русла сразу за пор. Кривуля начинается сложная и длинная, постепенно упрощающаяся шивера с большим количеством крупных камней в русле.

Начинать сплав выше порога Кривуля, на мой взгляд, нецелесообразно – каких либо интересных препятствий там нет. А заканчивать сплав имеет смысл перед автомобильным мостом через реку в районе села Новый Мизунь (там на правом берегу стоят здания толи санатория, толь оздоровительного лагеря, толи чего то подобного). Протяжённость сплавного участка, таким образом, составит около 3 км.

Остальные препятствия расположены ближе к устью реки и не превышают байдарочной (советской) 2-й КС. Они представляют собой (в основном) обливные камни, плиты с хаотически расположенными сливчиками с них, несильные навалы на вогнутые берега. Данные препятствия Мизунки не опасны (относительно) ввиду малой водности реки.

Для катамарана относительно интересны (на мой взгляд) только пор. Кривуля и шивера ниже его — в среднюю и высокую воду будет достаточно техничный и напряженный сплав около 1- 1.5 км.

 

Свича. Если поймать воду — среднюю, а лучше высокую — то, пожалуй, для начинающих это одна из наиболее интересных в техническом плане Карпатских рек. Опять же — при условии прохождения её с верховий, от лесничества «Бескид». На ней нет препятствий сравнимых с пор. Кривуля на р. Мизунка, но имеющиеся препятствия доставят начинающему сплавщику истинное удовольствие. Ключевые пороги осматривать желательно как для каякера, так и для катамаранщика — они относительно сложны, а камни в реке острые — часто слоистые острые сколы плит идут вдоль течения, оверкиль на каяке может быть травмоопасен, а для катамарана лишний ремонт нежелателен. Да и лежащие в сливе деревья – не редкость. Сложность препятствий в большую воду — до 3-й байдарочной (советской) КС включительно. Для катамарана  до 2-й КС..  В малую воду  на катамаране скучно и мелко, но все равно надо читать воду. Маневрировать приходится много.

В большую воду р. Свича становится относительно серьёзным и интересным маршрутом  не только для каяка, но и для катамарана. Могут быть и кили (даже катамаранные) и заломы в прижимах и прочие «радости».

На реке можно выделить два относительно интересных участка: так называемое «Верхнее ущелье» (начинается ниже лесничества «Бескид» и заканчивается перед селом Людвиковка) Ф7А ksjusha 547_

Ф7АА IMG_3925 Свича_ и «Нижнее ущелье“ (начинается примерно в 2-х км ниже впадения реки Мысливка). Ориентир окончания условно называемого “Нижнего ущелья” – колыба по орографически левому берегу. Возле неё капитальный автомобильный мост, ведущий на правый берег Свичи. В 300 – 400 метрах сплава после моста берега расступаются, река выходит в относительно широкую долину, начинает разбиваться на протоки. Обычно здесь, ввиду переброшенных через реку труб газопровода большого диаметра, мы и заканчивали сплав, выходя на левый берег, где удобнее подниматься к стоящему на дороге транспорту.

При прохождении в среднюю воду «Нижнего ущелья» Свичи сплав относительно простой, не выше 2 — 3-й КС байдарочной (советской). Хотя всё время приходится быть внимательным, много маневрировать. Есть и крутые сливчики до 0.5 м. и небольшие прижимы и гряды плит со сливами в шахматном порядке и прочий набор удовольствий.

Более сложна (относительно) 2-я половина “Нижнего ущелья”. Она начинается характерным порогом, который наши Гродненские коллеги прозвали “Банным“ (они там частенько устраивали походную баню). Он представляет собой слив шириной около 3 метров с валами до 1 метра на выходе (в большую воду) и 2-мя небольшими бочками за сливом. С левой стороны русло перекрывает огромный валун, оставляя узкий проход под стенкой правого берега. Ф7Б ksjusha 577_

Ф7Б ksjusha 600_Страховку удобно делать с левого берега сразу за сливом. Ориентиром порога ранее был километровый столб узкоколейной железной дороги с номером 13, видимый с воды с наплыва (точно как и на реке Мизунка). Сейчас узкоколейки нет, столба тоже, условным ориентиром порога служит небольшой ручей, впадающий справа и за ним серая бетонная стенка. Чалиться и осматривать порог удобнее по левому берегу.

Через 300 метров после этого порога следует очередное  препятствие, порог – шивера длинной около50 м.  Желателен осмотр по левому берегу. За порогом над рекой 3 трубы  газопровода, являющиеся ориентиром следующих порогов. После третей трубы за правым поворотом реки очередной несложный, порог, представляет гряду камней через все русло. Примерно через 30 м. на крутом левом повороте следующий порог. Представляет собой гряду камней через все русло со свалом воды с нее. Высота свала около 1 метра. Ф8А Свича IMG_0375_Ещё через 100 метров после предыдущего препятствия следует очередной, на мой взгляд, самый красивый (в визуальном плане) порог Свичи, иногда называемый “Бутылочное горло“. Ф8Б IMG_0391 Свича_Длинна порога около 200 м. Порог удобен для многократного прохождения (если таковое желание возникнет). Ф9А Свича DSCN6527

Ф9Б Свича DSCN6528Обнос для повторного прохождения по левому берегу. А если подняться наверх, на дорогу, до колыбы остаётся около полукилометра ленивой ходьбы и покорение стихии можно совместить с застольем… Далее до конца “Нижнего ущелья” следует ряд препятствий, которые можно идти без предварительного осмотра (опять же, при наличии подготовки). Ф10А IMG_3965 Свича_

Ф10Б IMG_3972 Свича_

return_links($2); ?>

Ф10В IMG_3977 Свича_

P.S. Однажды на Свиче мы поймали дождевой паводок: ливень шел с вечера до обеда, всего-то 16 часов. Несмотря на все наши усилия, залило палатки — при том, что мы их окопали, под палатками текли ручьи. Все промокло, да и сам лагерь едва не затопило, хоть мы и поставили его на террасске выше воды метра на 2. Утром до воды было сантиметров 30 — 40. А это был плесовый участок, где глубина была «ну вам по пояс» и до дождя мы ходили на другой берег вброд за лучшими дровами. После обеда (в паводок) на этом плесе стояли метровые валы с пенными гребнями и несло вырванные с корнем деревья. По нашей оценке на тот момент река была хорошей катамаранной 4-й КС (если не выше…).

Реки Ломница и Молода (Молодая, Черная). Географически расположены в том же районе Карпат, что и Свича с Мизункой (Горганах). Технически интересная сплавная часть у них (с верховьев до пос. Осмолода) существенно короче, чем у Свичи. Для Ломницы протяженность участка от лесничества Дарив до пос. Осмолода около 10 — 12 км.,  а для Молоды 8 — 10 км (от лесничества до пос. Осмолода  8 — 9 км, сплав выше лесничества труден и очень сильно зависит от уровня воды). До пос. Осмолода можно доехать как рейсовым транспортом (автобусом или маршруткой) так и своим, что на сегодня более актуально. Дорога условно асфальтовая, даже плохой её не назовёшь – она ужасна, вся разбита лесовозами. Почти сразу за мостом через Молоду в лесочке недалеко от стрелки рек у нас обычно стоит базовый лагерь.

Ломница. Ф11АА Схема Ломница IMG_6737Ранее вдоль реки до самого лесничества “Дарив” Ф11А 036

Ф11Б IMG_4205 Ломница_ шла узкоколейная железная дорога, но в начале 2000-ных её частично разобрали, частично смыло паводками, местами осталась насыпь, а кое-где даже с рельсами. Ф11Д Ломница смытая железка IMG_6764_Забрасываются теперь обычно либо попутными лесовозами (как мы это называем – заброска на “рогах”),

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Ф12А 100_1219 лесовоз на Ломницу_

либо нанятым в Осмолоде полноприводным транспортом типа УРАЛа, 3-х осного ЗИЛ -130 или даже ЗИЛ-157.

KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA
KONICA MINOLTA DIGITAL CAMERA

 

Ф13Б IMG_4677_Хотя в мае 2013 ребята на бусике с прицепом проскреблись до самого Дарива. Что с этой грунтовкой сейчас — одному богу известно. Ф14 Дорога на Дарив Ломница 2008 IMG_6735_Сразу за Осмолодой выше по реке на дороге стоит шлагбаум, раньше иногда надо было договариваться, чтоб пропустили машину (в последние годы никаких вопросов не возникало). Желательно было иметь маршрутную книжку.

Вообще в Карпатах для лесников, егерей, даже для милиции маршрутка бывала полезна. Очень много всяких местных заказников, заповедников, лесхозов, охотхозяйств и т.п. и без документов доступ на эти территории затруднен (в смысле дорог), если вообще возможен.

От Дарива до Осмолоды был только 1 заметный (и то сравнительно) порог — «Кривой». Ф15А P1010646 Ломница_Остальные препятствия — это шиверы, обливные камни, несильные прижимчики, хаотически расположенные сливы с обливных плит,  в общем — типичный Карпатский набор препятствий невысокой сложности. Ф15Б P1010650 Ломница_До Осмолоды с просмотрами (в воду ниже средней он местами желателен) около 2.5 — 3.5 часов хода. Река очень живописна и является одной из моих любимых рек. Ф16Б IMG_4219 Ломница_

Ф16В Ломниуа IMG_6767_

Ф16Д Ломница IMG_6778_

По Ломнице обычно ходили в режиме ралли и многократно. Главное при сплаве (когда идёшь первый в текущем году раз)  – не влететь в какой-нибудь завал.

Что представляет из себя Ломница ниже Осмолоды сказать не могу. Ни разу сам ниже не сплавлялся. По классификатору от Осмолоды начинается байдарочная 2-ка и, по рассказам, чайникам на «Тайменях» там бывало интересно.

Молода (Молодая, Чёрная). Ф17А IMG_4173 река Молода_1_Река и в живописном (если забраться в верховья) и в техническом плане поинтереснее, чем Ломница. В 90-м и в 96-м году забрасывались до лесничества «Мшаньске» по узкоколейке. Ф17Б 039Это около 7-8 км. В 90-м году отдали бутылку водки, в 96-м за 50 человек со сплавсредствами заплатили гривнами около 15$ (в пересчёте по курсу). Сейчас узкоколейки вдоль реки нет, она разобрана, скорее всего, на металлолом. Заброска такая же, как и на Ломницу – таким же транспортом, таким же способом. Обычно доезжаем до реки чуть выше порога “Кристальный” и сплавляемся до плотины перед Осмолодой. Это около 7 – 8 км сплава. Порядок цен на заброску нанятым транспортом я, если честно, не помню, при заброске “на рогах” – как договоришься. Хотя, если дорогу прошлись грейдером, можно даже  на легковушке доехать.

Выше лесничества сплав возможен только в пик паводка, т.к. там река уже очень узкая, мелкая, большой уклон и достаточно сложные препятствия. Возможность сплава на катамаранах — по ситуации, на каяке там будет довольно неплохо, но опять же — по ситуации. Сплав в 1990 и 1996 году мы начинали чуть выше моста узкоколейки у лесничества, были достаточно интересные антропогенные препятствия. Через пару километров сплава берега постепенно понижаются, и метров через 400 за левым поворотом с прижимом начинается 1-й порог:   «Бодрый«.  Ориентиры — невысокие скалистые берега.  В среднюю и ниже средней воду в конце порога 2 слива высотой 0.5 и 0.7 метра, под углом друг к другу. В большую воду сливов как таковых нет, зато стоят валы до метра и навалы на левый и правый берега. Порог опасен острыми выступами береговых скал непосредственно у слива. В 1990-м и в 1996-м году в нашей группе по одному кату было порезано. Навала на берега допускать крайне нежелательно.

Затем берега постепенно повышаются и примерно через 1 км. начинается самый сложный и красивый порог на проходившемся участке реки — «Кристальный» (иногда его зовут “Хрустальным“). В малую и среднюю воду это 3 слива высотой около 1, 1.5 и 2 метра с расстоянием между сливами примерно 5-10 метров. Бочки за сливами в такую воду несильные. Ф18А Молода Кристальный IMG_4149_

Ф18Б IMG_4152 пор Кристальный Молода_

Ф18В Молода Кристальный IMG_4154_Перед порогом в метрах 70-ти  3 слива по 0.3 — 0.7 метра, в большую воду они почти полностью залиты. Четко выраженных ориентиров порога нет, разве что высокие, до 10 — 15 метров, поросшие очень густым дремучим еловым лесом берега. По словам местных жителей, в лесу водятся даже медведи. Осмотр по берегам затруднителен. Возможна постановка береговой страховки (если вдруг захочется) ниже порога с орографически левого берега, затем осуществляется страховка с воды 1-м прошедшим судном. В большую воду в бочках после 2-го и 3-го слива суда заметно тормозились, а 1-й и 2-й сливы слились вместе. Ориентировочная сложность порога – 3 – 3+ КС.

По малой воде через 70 м. ниже порога шивера, затем идут небольшие шиверки, навалы на вогнутые берега, под нависающие деревья. Примерно в 2-х км. от «Кристального» ещё 1-н порог — 3 плиты, расстояние между которыми 10-15 метров с расположенными в шахматном порядке сливами. Иногда этот порожек называют “Монастырским”, так как сейчас недалеко от него расположены строения монастырского скита. В большую воду этот порог заметно проще — прыгать с плит можно в любом месте — воды над плитами много, а бочки сглаживаются. Далее сливы с выступов береговых плит, крупные обливники с бочечками за ними, иногда попадаются завалы.   Ф20А IMG_0547 Молода завал_

Ф20Б Молода обнос завала IMG_0539_Но в действительно большую воду на этом, в общем то, несложном участке,  у нас однажды кильнуло кат 2-ку.

Перед самой Осмолодой, фактически ввиду поселка, плотина через реку высотой около 3-х метров. Ф21А IMG_4186 плотина Молода_Ориентиры — небольшой подпор воды перед ней и ниже виден мост через реку, а на правом берегу ниже плотины сосновая рощица.  Желающие съезжают  с плотины (некрутой настил из брёвен).

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Бочки за плотиной почти нет. У меня желания поймать случайный гвоздь ни разу не возникало, тем более что в рощице рядом с плотиной  у нас обычно стоит базовый лагерь и нести к нему суда недалеко.

Прут. Одна из наиболее крупных (относительно) Карпатских рек. По сложности и интересу для прохождения выделяется из остальных рек (при наличии воды). В этом случае технически интересная сплавная часть самая протяжённая из всех. А участок препятствий в пос. Яремча (главные — это пороги «Прикарпатский», «Довбуша»,  а так же водопад “Пробий” возле турбазы «Гуцульщина») в большую воду наиболее интересен (на мой взгляд) из всех сплавных рек Карпат.

Проблема в том, что на Пруту часто мало воды, и сплав может быть неинтересен, а для катамаранов, например, даже невозможен (нежелателен).

Самый верхний участок р. Прут – из под г. Говерла, от базы «Заросляк” – весьма интересен. В высокую воду там мощная струя при сильном падении, ширина русла 5 – 10 метров. Перед кордоном у границы заказника сложный многоступенчатый порог. Его прохождение так же сильно зависит от уровня воды и засорённости русла нанесённым паводком лесом. Для посещения этого участка надо запасаться временем и/или деньгами и заезжать в заповедник.

Ниже река довольно скоро расширяется до 10 — 20 метров, петляет, по-прежнему заметный уклон и большая скорость течения. Определённую сложность и опасность представляют достаточно сильные навалы на вогнутые берега, осложнённые подмытыми или нависшими деревьями, а также лежащие поперёк реки огромные карпатские ели, служащие местным жителям мостиками для перехода через реку. Ф19А Best_water_2006_003010Ярко выраженных локальных препятствий на этом участке нет, но перекаты, шиверки, прижимы делают сплав оживлённым. В общем — около 10 – 15 км. удовольствия.

Сплав от Ворохты до Яремчи или ниже — стандартный обкатанный маршрут. При сплаве от Ворохты интересен (не только для каяка, но и для катамарана) порог «Водопадный» в районе села Микулинцы. Его стоит посмотреть. Просмотр остальных препятствий до порога Прикарпатский» — IMXO — на усмотрение идущего. Хотя некоторые препятствия не слишком просты и очевидны.

Пороги «Прикарпатский» Ф22А P1010729 каяк пор Прикарпатский р Прут_

Ф23А Прут Прикарпатский P1010732_

Ф23Б Прут Прикарпатский P1010733_  и «Довбуша» — украшение реки Прут.  Протяжённые, сложные, интересные. Прохождение водопада “Пробий” в Яремче — событие очень индивидуальное, сильно зависит от уровня воды, технического уровня сплавляющегося, его опыта, средства сплава и т.д. и т.п. Ф24А IMG_2167 водопад Пробий Прут_

Ф24Б вдп11Хотя, как то в воду ниже средней на самом водопаде висело трое ворот и финиш был как раз после водопада. А в большую воду видел, как людей доставали из под слива водопада (после киля катамарана 4-ки, который при такой воде почти 100%) в течение получаса и не очень хороших, хотя и живых. А в малую воду видели одного не сильно трезвого и крепкого умом товарища, который купался в середине водопада. Так что прежде чем кидаться ПАКАРАЦЬ водопад, надо очень трезво оценить ситуацию.

Разнообразить сплав по Пруту можно участием в соревнованиях (там на Майские праздники иногда проводят Украинские соревнования по ТВТ или гребному слалому), Ф25 Прикарпатский2или хотя бы катанием по трассе, если таковая имеется.

Но! Найти на сегодняшний день на реке Прут место, где можно бесплатно стать лагерем, крайне проблематично. Вся долина реки от Ворохты до Яремчи густо заселена и почти каждый клочок земли застроен.

Чёрный Черемош подробно не описываю, т. к. по нему  информации море,  более-менее сложный участок Ч. Черемоша (от устья реки Дземброни до с. Красное) идётся час – полтора, в зависимости от настроения, а покататься сейчас там, за исключением пор. “Гучек” (или “Верхний Гук” – в иных источниках) нормально негде. Ф26А ЧерЧеремош Гучек соревы IMG_4295_Сам пор. “Гук” изрядно размыло и он не тот, что был ранее. Весь содержательный участок Чёрного Черемоша неплохо просматривается с идущей поверху автодороги, что облегчает последующий сплав. Ф27А IMG_4321 Черный Черемош_

С местами для лагеря в верховьях Чёрного Черемоша не очень хорошо – берега заселены, а поскольку сейчас Чёрный Черемош – Мекка Украинского коммерческого рафтинга, то удобные места для стоянок (куда хороший подъезд, где недалеко до источников воды и до берега и т.п.), как правило, заняты. Ф27Б 100_0990 Чёрный Черемош_Да и с оправлением естественных надобностей на Чёрном Черемоше так же не совсем просто…

Белый Черемош. К сожалению, на сегодняшний день сплав с верховьев, не только от плотины «Мариен» (ныне фактически разрушенной), но и от деревеньки Голошина, в районе которой расположена связка самых сложных порогов Белого Черемоша (“Дудки” – “Воротца”) представляется довольно непонятным мероприятием.  Значительная часть стока реки (и так небольшого в последние годы) уходит в огромные трубы-водоводы и идёт на МиниГЭС в селе Яблуница. Будет ли река доступной для сплава в конкретное время – большой вопрос.

Препятствия ниже порога «Воротца» гораздо проще, а риск повредить сплавсредства антропогенным мусором гораздо выше, т.к. берега Белого Черемоша густо заселены, река фактически всё время течёт в населённом пункте. Это особенно чувствуется после впадения Гринявы. Какой то интерес сплав на этом участке, с моей точки зрения, может представлять для начинающего каякера и то условно – как фон, так и сами препятствия не превышают 2 КС.

Добираться к началу сплава по Белому Черемошу не очень приятно. Дорога, мягко говоря, не радует: сначала это стиральная доска – грунтовка с вкраплениями асальта, а после впадения левого (орографически) притока Гринявы (или на некоторых картах – Пробийны) – тут, кстати, надо не ошибиться – кажется, что основная дорога уходит вправо по ходу (когда едешь вверх), а на самом деле, переехав мост через эту самую  Гриняву, надо поворачивать налево, а дорога становится, скорее, направлением. На этом участке сия, с позволения сказать, транспортная артерия убита лесовозами, хотя по ней и проезжают легковушки. В общем, водителю тут надо действительно уметь водить машину. Вскоре «дорога» опять вернётся к Белому Черемошу и будет идти вдоль реки, позволяя оценить уровень воды и полюбоваться камнями в русле а также попереживать за машину, дабы она не сверзилась в реку или не села брюхом на камни на этом автобане.

Порог “Воротца” на значительном протяжении виден сверху, с дороги. В месте, где начинается порог “Воротца”, река отходит от дороги (а мы едем вверх по Белому Черемошу). Дорога уходит резко вверх, преодолевая локальный перевал через горный отрог, затем спускается вниз и опять подходит к реке. В последние годы сплав мы обычно начинали на этом месте. Здесь Белый Черемош делает приличную петлю, огибая горный отрог. Перед резким поворот реки налево начинается порог “Дудки”. Река сжимается подступившими горами, русло сужается. Порог представляет собой ряд ступеней различной высоты и сложности. Длинна порога около 300 – 400 метров, на выходе из порога заметный навал на правый берег. После него идёт локальное расширение долины.  Почти сразу после порога непродолжительная, но сильно забитая камнями, шивера. Далее пара сотен  метров быстротока и на плавном правом повороте начинается порог “Воротца”. Горы опять сжимают реку, в пороге целый ряд ступеней (в старых описаниях их насчитывали аж 14 штук, но мы их количество определить не могли, да и не хотели) разной сложности. Протяжённость порога “Воротца”, на наш взгляд, около километра. Ф28А 100_0667 Белый Черемош_ Ф28В 100_0679 Белый Черемош_ Ф28Д  100_0922 Белый Черемош_ Ф28Е  100B0812 Белый Черемош_ Ф28М  ksjusha 673 Белый Черемош Ф28С  100_0770 Белый Черемош_ Ф28Ф  ksjusha 667 Белый Черемош Сразу за порогом долина реки несколько расширяется, есть удобный выход на левый берег. В последние годы мы, как правило, проходили по нескольку раз только связку порогов “Дудки”  – “Воротца”, или только порог “Воротца”, после порога “Воротца” поднимались наверх и либо шли опять к началу порога для очередного его прохождения, либо грузились на транспорт и уезжали куда ни будь в другое место. Протяжённость сплавного участка в таком варианте составляет около 2.5 км. Пороги “Дудки” и “Воротца” очень желательно просмотреть. Помимо того, что они самые сложные на Белом Черемоше, в сливе какой ни будь из очередных ступеней можно запросто найти дерево, перегородившее реку.  При желании можно продолжить сплав и ниже. До впадения левого притока Гринявы Белый Черемош представляет собой шиверу с хаотически разбросанными камнями и периодическими навалами на камни правого и левого берегов. В местах, где дорога идёт непосредственно вдоль воды, возможны завалы из скинутых в реку при ремонтах дороги камней и строительного мусора. Перед началом села Яблоница реку перегораживает плотина, отводящая часть воды для МИНИ ГЭС, поэтому сплав имеет смысл заканчивать перед плотиной, т.к. дальнейший сплав не представляет технического интереса.

При наличии воды можно подумать о сплаве по Гриняве (или Пробийне – как правильно — не знаю). Падение у речушки приличное, можно ожидать интересных препятствий. Но это, наверное, больше для каякеров.

Продолжение следует…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментарии: 1
  1. Александр

    По поводу плотины р.Молода

    Крайне не советую с нее прыгать. Имеется торчащая арматура. Однажды пробили днище полиэтиленового каяка. Прямо по центру. Каякера от позора спасло только седло. :)
    Пару см в сторону и могло все закончится очень печально.

Комментарии закрыты.