По Брянщине Старообрядческой декабрь 2016.
Послесловие:
Купол на колокольню установлен 21 ноября 2017, на день Михаила Архангела. Очень приятно, что хоть немного мы этому поспособствовали.
Такое название для этой поездки выбрано не случайно – ведь стык современных 3-х областей теперь уже 3-х государств (Гомельская область Беларуси, Брянская область России и Черниговская область Украины) со времён раскола были прибежищем старообрядцев. Да и в образованную 26 апреля 1919 г. Гомельскую губернию входили Мглинский, Новозыбковский, Стародубский, Суражский уезды Черниговской губернии. Поэтому и было решено 11 декабря 2016 года прокатиться по вотчинам старообрядцев в близлежащих к Гомелю районах Брянской области.
Злынку, Новозыбков и Клинцы сознательно исключили из плана поездки – их можно посмотреть с использованием рейсового транспорта, или в ходе какого ни будь другого мероприятия.
Осмотрели 8 мест, проехали 440 километров. Вот трек поездки.
Выехали из Гомеля в 7.25 и уже в 8.35 были в селе Покровское – бывший поселок Климовского района, с 1970 поселок считается удаленной частью поселка городского типа Климово. Пошли смотреть Покровский мужской монастырь (старообрядческий, с 1847 единоверческий, ныне – Московского патриархата), расположенный в центре села на холмистом берегу реки Дожогалка. Монастырь был закрыт после 1917; с 1930-х годов строения были отданы детской колонии, потом детдому (с 1947), затем школе-интернату (с 1959). Сейчас монастырь вновь действует.
История возникновения монастыря неразрывно связана с теперешней Гомельщиной.
Во второй половине 18 века, после вторичного падения Ветки (старообрядческого центра) и возвышения Стародубья в Климову слободу из Ветки была перевезена Покровская церковь. На собрании войтов всех стародубских слобод было решено перевезти из Ветки церковь. Климовскому войту Игнату Тютюнову был выдан специальный документ (ордер), где было указано, что для перевозки церкви нужно выделить с каждого рациона (в каждом рационе десять домов) по четыре подводы. Таким образом, за восемьдесят с лишком верст от Ветки была перевезена Покровская церковь. Перевозка стоила столько, что на израсходованные суммы можно было устроить две церкви гораздо лучшие, чем Покровская. Но старообрядцы не могли расстаться со своей святыней. Монахи, приехавшие вместе с церковью из Ветки, просили климовских слобожан определить для церкви спокойное место. Кстати, Покровскую церковь, разобранную «по брёвнышку», пытались вывезти в Россию ещё во время «первой ветковской выгонки». Тогда переправляли её водным путём по Сожу и Ипути, но неудачно: часть плотов по пути утонула или потерялась. Церковь затем была восстановлена на старом месте в Ветке, и именно восстановленную церковь перевезли под Климову Слободу.
25 апреля 1765 года было освящено место для церкви в сто квадратных саженей. В двух верстах от Митьковки и в четырех от Климовой слободы, в густом лесу поставлена была церковь, освященная 12 декабря 1765 г. Возведенная Покровская церковь имела громкое имя и в образовавшийся впоследствии монастырь со всей Российской империи стекались и мужчины и женщины как в древний Иерусалим. В Климову слободу бежало множество монахов также из Ветки. Местом жительства для них стала территория возведенной церкви. Из сооруженных в течение нескольких дней келий впоследствии сложился монастырь. По свидетельству Т. Верховского, с 1766 по 1789 год, т.е. за 23 года в монастыре появилось до 700 человек, всего через Покровский монастырь прошло до шести тысяч душ.
Монастырь живёт, как и многие не «раскрученные» обители, скромно. Состояние монастырских строений, по сравнению с ноябрём 2009 года, когда мы его посетили впервые, примерно такое же. Радует уже то, что не стало хуже. Увы, и для духовной обители нужны деньги.
Покровский собор, 1845 года постройки, даже в своём теперешнем виде производит сильное впечатление,
а какой он был величественный — понятно только по старым фото. По архивным документам, высота колокольни достигала 67 метров. Собор закрыт. Видимо, там изредка ведутся какие-то восстановительные работы.
Церковь Николая Чудотворца 1892 года постройки — характерный для периода эклектики храм в русско-византийском стиле, кирпичный и неоштукатуренный. Он действующий. Зашли на службу, помолились, поставили свечи. Сходили на расположенный в красивом лесу недалеко от монастыря святой источник.
Окунаться в купели в этот раз не стал.
Затем, миновав Климово, въехали в село Сачковичи. По сведениям Святителя Филарета (Гумилевского) Архиепископа Черниговского и Нежинского, – один из древнейших домонгольских населенных пунктов Новозыбковского уезда, Черниговской губернии (ныне Климовского района Брянской области).
В Сачковичах нашего внимания удостоился храм Покрова Пресвятой Богородицы, расположенный в центре села на возвышенном месте. Ранее его окружали большие старые деревья, посадки которых обозначала границы церковного двора, но уже несколько лет как их спилили. С северной стороны храма – почти на улице, к концу XIX века была возведена довольно массивная трехъярусная отдельно стоящая колокольня. Сейчас она находится в полуразрушенном состоянии и нуждается в реставрации. С юго-восточной стороны храма расположено небольшое кладбище. Судя по надписям на надгробных крестах и табличках, захоронения осуществлялись с XIX века и по наши дни.
Храм выглядит интересно и не совсем обычно, сочетая в себе черты эклектики и псевдорусского стиля. Возведен в 1846-64 годы на месте сгоревшего деревянного храма первой четверти 18 века. В процессе строительства шатровый каменный верх, давший трещины, заменили деревянным. В середине ХХ века с северной стороны храма была прикреплена мраморная табличка с надписью: «Памятник архитектуры Покровская церковь, построена в 1820 году, охраняется государством».
Документально на сегодня архивом Приходского совета, подтверждается лишь то, что «при настоятельстве священника Иоанна Александровича Доброгаева, в 1864 году, кирпичное здание было построено и освящено».
Окружающая храм территория уже замощена тротуарной плиткой. За последние несколько лет заметны, пусть и небольшие, изменения к лучшему. Осмотрели всё, пофотографировали, зашли в храм, помолились и затем поехали далее, в Старый Ропск.
Старый Ропск (Ропск, Ропеск, Робск) – село Климовского района Брянской области, Новоропского сельского поселения, в 9 км к юго-востоку от Климова. Село Старый Ропск, по сведениям Святителя Филарета (Гумилевского) Архиепископа Черниговского и Нежинского, – один из древнейших домонгольских населенных пунктов Новозыбковского уезда, Черниговской губернии (ныне Климовского района Брянской области), на реке Роп (Ирпа), приток Снова. В летописях 1159 года упоминается, что «княгиня же (супруга князя Изяслава Давидовича) бежа … Пересловлю … та на Хоробор, та на Ропск, Ярослав же Всеволодович (брат северского князя двоюродный племянник Изяслава) утешив и почтив ю Ропск, да проводи ю до Гомья (Гомеля) к Изяславу». Понятно, что Ропск XII века — Старый Ропск и по приему княгини видно, что он тогда был городком значительным, где можно был с честью принять и угостить княгиню, недавнюю великую княгиню Киева (остатки древне-русского поселения обнаружены на северо-западной окраине современного села). Регулярно упоминается в документах, начиная с XVI века; с 1620 до середины XVII века — центр Ропской волости. Еще в 16 столетии, так как в уезде «новозыбковском и особенно в соседнем суражском, леса были темныя», жители Ропска занимались звериною охотою, ловили медведей и иные водили медведей по селам для показа. Но ныне это только быль давняя, о которой уже и забыли.
Деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы расположенный в центре села, стоит на кирпичном фундаменте.Если верить мраморной табличке, прикрепленной со стороны западного крыльца, построен в 1734 году.
Но в «Описи церковного имущества 1856-1914 годы» указана такая дата постройки храма – 1730 год. В «Алфавитном списке церквей Черниговской епархии» на 1908 год также подтверждается 1730 год. В книге «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России» в дате постройки храма так же указан 1730 год. Известно, что в 1871 году по причине малой вместимости, храм был расширен, а в 1884 году – устроена кирпичная ограда. Отдельно стоящая колокольня была разрушена после Великой Отечественной войны. Интереснейший памятник деревянного зодчества, древнейший из сохранившихся на Брянщине, выполнен в характерных для этого региона формах украинского барокко.
В документе «Протоколы Климовского Районного исполнительного комитета» Протокол № 15 от 07.02.1930 года сохранилось «Ходатайство Старого Ропского с/с о постановлении общего собрания села Старого Ропска о закрытии церкви и передаче её под нардом»: «Принимая во внимание, что село Старый Ропск перешло на сплошную коллективизацию с наименованием колхоза «Безбожник», а также постановление общего собрания и всех общественных организаций, и что число подписавшихся граждан на закрытие церкви достигает 90 % взрослого населения ходатайствовать перед Окрисполкомом о превращении Староропской церкви под нардом«. По сведениям старожилов в 1930-е годы храм был закрыт.
Сейчас в храме верующими читаются молитвы, службы проводят, когда приезжает батюшка – своего в селе нет. Убранство бедное.
По словам местной прихожанки, иконы они собирали по всей округе.
Помолились и мы. После посещения храма немного прошлись по деревне – типичная картина российской глубинки.На этом доме интересная особенность — наличники на окнах, смотрящих на улицу, скромнее, чем на окнах, выходящих во двор. Ну а на этом доме — где какие наличники уже, похоже, никого не волнует.
И этот памятник, к сожалению, тоже типичный вид нашей, когда то общей, Родины.
А места вокруг красивые…
Затем отправились в Новый Ропск.
Новый Ропск — село в Климовском районе Брянской области России, расположено в 9 км юго-восточнее Климово в бассейне реки Снов, в 2 км от границы с Украиной.
Что нас очень впечатлило ещё до въезда в село – то, что колхоз имени Ленина «Новый Ропск» был основан в 1606 году.
Какие давние традиции коллективного труда!
Само село большое и жизнь в нём, похоже, ещё осталась,
хотя и не везде.
По описи 1745 года в Новом Ропске существовал замок. Он был обнесен земляным валом. По данным Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, на рубеже XIX—XX веков в Новом Ропске было 4600 жителей и проводилось 5 ярмарок. Были широко развиты ремёсла, особенно сапожное. В 1897 году в селе была библиотека, открытая на средства губернского земства. В Новом Ропске находилась (одна из двух в Новозыбковском уезде) министерская школа. В 1901 году близ Нового Ропска прошла железнодорожная линия Новозыбков—Семёновка, на которой в 4 км от местечка была устроена станция Новоропск (ныне не действует). В составе Брянской губернии, куда большая часть Новозыбковского уезда вошла в 1926 году, Новый Ропск являлся крупнейшим по численности сельским населённым пунктом (около 5,4 тыс. чел.). Отдельно хотелось бы сказать, что в древнейшем селе Новый Ропск зародился промысел «валять шапки» — шаповалы. Затем промысел перерос в занятие – валять валенки. Промысел этот, его секреты сохранен до наших дней. Уникальность села Новый Ропск еще и в том, что ни одну сотню лет на Брянщине существует таинственный жаргон шаповалов – мастеров, которые валяют валенки. И здешние ремесленники до сих пор общаются между собой на секретном языке (лемезе), который сотни лет назад в целях конспирации придумали их предки.
Здесь когда-то действовало пять церквей. Теперь в селе осталась одна из них — деревянная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, памятник архитектуры федерального значения. Храм Николая Чудотворца (ныне условно действующий — последние несколько лет службы проводит по праздникам приезжающий батюшка) требует капитального ремонта и, тем не менее, выглядит очень внушительно.
Церковь Николая Чудотворца построена в 1732 году Даниилом Апостолом — малороссийским гетманом, о чем свидетельствует надпись на внутренней стороне дверного косяка главного входа : «за державу имп. Анны Иоанновны, при счастливом владении ясневельможного Даниила Апостола гетмана создан храм сей во имя св. Николая, в м. Ропску, року 1732«. Открытие храма состоялось 22 мая 1732 года. Это один из древнейших архитектурных памятников Брянщины. Построена церковь умельцами без применения пилы и гвоздей, памятник русско-украинского зодчества.
Стены рублены из сосновых бревен и обшиты тесом, цоколь кирпичный. Высокий (высота 37 метров, что равнозначно двенадцатиэтажному дому) пятисрубный двусветный храм имеет очень живописную крестообразную объемную композицию, типичную для архитектуры Левобережной Украины конца XVII-XVIII веков. Центральный четверик со сплюснутой грушевидной восьмигранной кровлей выделен большими размерами; его венчает световой восьмерик с граненым куполом и заостренной луковичной главой на восьмигранном световом барабанчике. Примыкающие к нему пониженные пятигранные объемы более узкие, с суженными диагональными гранями и аналогичными купольными кровлями и главами. При этом северный и южный боковые объемы (приделы Троицы и Дмитрия Солунского) меньше западного (бабинца) и восточного (алтаря) и поставлены не совсем обычно — выдвинуты на одну линию с восточной стеной основного четверика. В углы между ними и алтарем встроены невысокие прирубы ризницы и пономарской с односкатными кровлями. Вся эта сложная объемно-пространственная композиция объединена внизу своеобразной закрытой обходной галереей — опасанием. Главный, западный вход оформлен широким крыльцом, возникшим, очевидно, в XIX веке; кроме него, есть еще четыре боковых входа с маленькими крылечками. Роспись на металлической обшивке дверей в обходной галерее, выполненная маслом в 1730-х годах, — уникальный для области памятник монументального искусства. В изображениях святых, близких по стилистике к украинским парсунным портретам XVIII века, сочетаются барочные черты и местные иконописные традиции.
На полотнищах пяти дверей написаны в рост святые Кирилл и Мефодий (1732), Дмитрий Солунский, князь Владимир, дважды повторяется изображение Михаила Архангела. Большой интерес представляют железный дверной замок секирного типа на южной двери и колокол 1888 года с изображением четырех святых в медальонах, подвешенный внутри обходной галереи.
Церковь во время нашего визита была закрыта, так что пришлось довольствоваться осмотром и фотографированием снаружи. Хотя и двери с росписями и колокол, находящиеся внутри обходной галереи увидели.
Также в Новоропске уцелело здание бывшей волостной управы.
Находится в центре села на площади рядом с церковью. Сооружена в 1900 г. из кирпича, в лицевой кладке. Характерная для области сельская административная постройка в псевдорусском стиле.
Ещё очень большой интерес вызвал дом, украшенный замечательной резьбой, не только прорезной, но и объёмной.
Затем мы вернулись в Климово и оттуда направились на Стародуб. В Чернооково заезжать на купель не стали, поехали без остановок до Елионки, которая стала главной точкой нашего путешествия.
Елионка — село Стародубского района Брянской области, Воронокского сельского поселения, в 22 км к юго-западу от Стародуба. Основано в 1682 как старообрядческая слобода на территории Топальской сотни Стародубского полка, частично во владении Рубцов; заселена раскольниками, в 19 веке примкнувшим к секте белокриницкой, «не приемлющими окружного послания». С 1732 — посад, центр ремесла (выделка щетины, производство конопляного масла, пеньки, кирпича) и торговли; входил в состав Стародубского уезда. Имеется щетино-сортировочный завод. Вследствие скудости почвы половина мужского населения зарабатывает пропитание отхожими промыслами в качестве коробейников и щетинников. К началу XX века славилась также иконописным промыслом, производством повозок; работала земская школа. С 1920-х годов в Воронковской волости; в 1929-1932 и 1939-1957 в составе Понуровского (Воронокского) района. С 1919 по 2005 — центр Елионского сельсовета. В XVIII веке имелись старообрядческие храмы (не сохранились); в 1821 была построена каменная единоверческая церковь Иоанна Предтечи (не сохранилась). Сохранилась деревянная старообрядческая Иоанно-3наменская (ныне Георгиевская) церковь, построенная в 1912 на средства купцов Гусевых. В середине ХХ века — колхоз «Серп и молот». Отделение связи (упоминается с XIX века), интернат для детей-инвалидов (с 1945). Максимальное число жителей 3850 человек (1892 г.).
Вот ещё информация о Елеонке:
Описание Стародубского повета и г.Стародуба. 1806 год.
Дело №5 по рапорту директора училища черниговской губернии и преподавателей 1806 года октября месяца.
2-й посад Елионка положение имеющий на правой стороне ручья того же имени. Он занимает под собой пространство земли до 280 кв. десятин, через него лежит большая дорога из Стародуба в Чернигов, растоянием оный от Стародуба в 20 верстах, в нем находится почтовая станция, жители платят подати по окладным казначейским книгам 635 душ мужского пола, из коих 288 купцов, да мещан 347 человек и некоторые из них упражняются в земледелии, другие в иконописном, художественном ремеслах, портном, кузнечном, и сапожном, иные промышляют извозом, но большая часть их занимается торговыми промыслами.
Здесь еженедельно идет торг и по четвергам у них ярмарок несколько и в торговые дни привозят из окольных селений поселяне пеньку, хлеб, дрова и другие сельские жители торгуют рыбою сушеною, мылом, простым стеклом и прочию посудою. Другие также по торговым дням ездят по селениям и городам, и скупают в довольном количестве хлеб, конопляное масло, щетину и пеньку сырцом, переделывают ее в чистую и справляют оную для продажи в Рижском порту, масло же конопляное в город Киев, Кременчуг, Николаев, а щетину в Николаев и Таганрог и торговля их разными продуктами простирается до 75 тысяч 600 рублей.
Посад сей прежде назывался слободою, основанный раскольниками и затем тоже вышедшими из великороссии разными состоятельными людьми близ 1674 года и сперва под владением господ Рубцов до 1715 года и в том году по указу Петра I описан в казну полковником Горгольским. В 1732 году переименован Посадом. 18 ноября открыта Ратуша.
Бусик поставили возле здания школы, так же, кстати, весьма примечательного.
С 1872 года в посаде существовала церковно-приходская школа, которая находилась рядом с церковью Петра и Павла по Старо-Черниговской улице. В 1892 году появляется городское начальное училище, располагающееся в здании городской управы Елионки. (Да, да! Напоминаю! Елионка считалась городом!). Официальное открытие земской школы относится к 1895 году. Занимались с детьми в небольшом частном доме на Старо-Черниговской улице( дом не сохранился, в настоящее время остался котлован от разобранного кирпичного фундамента). Новое здания школы, построенное на средства общины (а фактически, в основном на деньги купцов Гусевых) было открыто в 1912 году. В этом здании и сейчас действует школа.
А это ещё одно школьное здание, построенное, похоже, в то же время, что и главное.
После фотографирования школы пошли к храму.
Храм святого великомученика Георгия Победоносца находится в центре села Елионка, главенствует в его застройке. Построен местными мастерами-плотниками в 1910 г. на средства купцов Гусевых. Стены рублены из бревен и обшиты тесом, цоколь кирпичный. Деревянный пятиглавый ярусный храм в характерном для Брянщины нач. 20 в. русском стиле, с рядом элементов в духе украинского барокко.
Настоящее название — Иоанно-Знаменский храм. После закрытия храма в период советской власти церковь была складом зерновых. Был расширен (прорезан в стенах) вход, чтоб в храм могли заезжать трактора, даже гусеничные. Примерно в 1973г. летом был пожар от удара молнии… Со временем произошло разрушение купола колокольни. Храм изначально принадлежал белокриницким старообрядцам. После передачи храма Русской Древлеправославной Церкви храм освятили в честь святого Георгия Победоносца (по названию рядом стоящей тёплой церкви, ныне не сохранившейся). В настоящее время в храме идут Богослужения. Настоятель храма священноиерей Александр Новоселов.
Возле церкви стоит новый купол колокольни, ждущий своего часа, чтоб украсить храм.
Там мы встретились со старостой общины Брюшиным Сергеем (инженером по образованию). Мы обсудили с ним инженерные вопросы подъёма купола на колокольню, а потом он нам показал храм внутри.
Про витражи на окнах Сергей сказал, что сделал их сам из тех стекол, которые были под руками.
Кстати, на этом фото хорошо видны следы расширения входа (зашитая новыми досками часть стены) для заезда вовнутрь техники в бытность церкви складом.
Затем он провёл нас на колокольню, рассказал об истории храма и села Елионка. Подъём на колокольню впечатлил всех.
Не меньше впечатлили открывающиеся с колокольни виды.
Вид на школу Елионки.
А это известная надпись: «1913 г. Красил Пётр Абрамов». В некоторых интернет-источниках уже говорится, что красил Абрамович, хотя абрамовичей там и близко не было.
Затем мы проехали к месту, где когда то стояла каменная (кирпичная) единоверческая Иоанно-Предтеченская церковь ??? (или же Петро-Павловская ???), 1821 года постройки. Там Сергей показал нам откопанные им летом этого, 2016-го года, надгробья семейства Гусевых,
рассказал про некоторые вопросы истории села и храма, остающиеся пока без ответа.
По словам Сергея, в Елеонке в 19 веке было 7 культовых сооружений. И молельные дома в честь Иоана Предтечи и Знамения Божьей Матери Новгородской и дали начало Иоанно-Знаменской (ныне Георгиевской) церкви. Ещё в селе был молельный дом Николая Угодника Зимнего (не сохранился) и другие.
Затем мы подъехали к зданию бывшей щетинной фабрики — бывшей основе «бизнес-империи» Гусевых. У Гусевых так же был и свой кирпичный завод, правда недолго. Сейчас строения бывшей фабрики выкуплены каким то частником и фактически заброшены.
Посмотрели на бывший усадебный дом Гусевых.
Сейчас в бывшем доме Гусевых специальная (коррекционная) школа-интернат для детей 8 типа. Это официальное название объекта для весьма особых детей. В этом традиция советской власти сохранилась.
Много чего ещё нам рассказал Сергей и чего можно было бы написать, но это уже тема для отдельного материала! В остальном Елионка теперь — обычно село в глубинке, немного оживающее летом. Хотя и сейчас, по данным переписи 2010 года, в нём проживает немногим более 500 человек. А на улицах села никого — за 3 часа мы увидели хорошо если 5 человек.
А затем, наперегонки с приближающимися сумерками, поехали в Стародуб. Были в нём тоже неоднократно, поэтому доскональный осмотр города отложили до лучших, более тёплых времён.
Посмотрели Рождественский или Казацкий собор — трехкамерный купольный бесстолпный храм в стиле казацкого барокко, расположенный в центре города на ул. Первомайской (б.Греческая), д. 11 — напротив современного рынка.
Храм был построен в 1677 году на месте деревянной церкви 1617 года, которая сгорела при крупном пожаре. Здание сооружено из кирпича и позднее оштукатурено. С начала XVIII в. он стал соборным храмом Стародуба, а при гетманщине — полковым собором соответствующего полка.
В 1744 здание обгорело, при восстановлении его архитектура не изменилась. В советское время храм был закрыт, и использовался как склад. В 1980-х годах богослужения были возобновлены. Рядом построена небольшая колокольня.
Летом 2013 года традиционное покрытие храма из белого железа заменили на покрытие золотистого цвета, на нем установили новые восьмиконечные кресты «под золото», каковых никогда не было. Всё это вызвало протесты ревнителей старины.
Строители здания на Евсеевской улице — жилого дома купца Райхинштейна — использовали декоративные элементы, часто встречающиеся в убранстве зданий Стародуба. Разные наличники с богатыми «гребешками», подоконные фризы и фигурные венчающие карнизы украшают деревянный второй этаж дома Райхинштейна. Мотивы фасадного убранства объясняются близостью Стародуба к центрам старообрядчества (Злынка, Новозыбков), где сложилась своеобразная школа зодчества с характерным каменным или деревянным резным декором, оригинально трактующим формы древнерусской архитектуры.
Мимо Старо-Николаевской церкви идём по Евсеевской улице дальше.Старо-Никольская церковь более, чем на 100 лет моложе Собора. В 1803 году вместо деревянной Никольской церкви была построена каменная того же названия (позднее стала называться Старо-Никольская или Старо-Николаевская). Поставленный на возвышении между двух спускающихся к реке Бабинец улиц, величественный храм в стиле зрелого классицизма и ныне господствует в окружающей застройке, являясь одной из главных доминант городской панорамы, воспринимаемой из Заречья.
И вот в конце Евсеевской улицы подходим к Екатерининскому острогу (тюремный замок).
Екатерининский острог (тюремный замок): построен в первой трети 19 века. Адрес: ул. Евсеевская, 5. Расположен в южной части центра города, в конце улицы; выделяется среди окружающей застройки монументальностью форм. Представляет собой единственный в области комплекс построек подобного типа, выполненный в стиле ампир. Он состоит из тюрьмы, стоящей посреди обнесенного оградой двора с крупными въездными воротами. Все постройки кирпичные, оштукатуренные. Центром композиции является двухэтажное здание тюрьмы, имеющее простую архитектурно-пространственную композицию. Почти квадратный в плане объем с четырехскатной кровлей имеет небольшие входные пристройки на коротких сторонах. Трактовка фасадов отличается строгостью и скупостью декора. Массив стен прорезан двумя рядами небольших прямоугольных окон без обрамлений. Первый этаж украшен горизонтальной рустовкой от цоколя до уровня перемычек оконных проемов, над которыми поставлены полки-сандрики на двух кронштейнах. Венчающий гладкий фриз и простой профилированный карниз раскрепованы в центре главного, обращенного к воротам фасада и завершены треугольным фронтоном. Внутри широкий коридор с помещениями по обеим сторонам разделяет этажи здания по продольной оси, с одной стороны заканчиваясь входной пристройкой, а с другой — лестничной. Все помещения с плоскими деревянными перекрытиями. Двор острога окружает низкая каменная ограда с карнизом. Со стороны улицы она надстроена деревянной и каменной стенами. Особенно интересен вход в острог, выполненный в виде массивных ворот с караульными помещениями. Двухэтажный кубический объем ворот выглядит подчеркнуто парадно. Фасад с рустованной нижней частью и простыми прямоугольными проемами окон более монументален. Весьма выразительно двойное арочное обрамление прямоугольного проезда ворот с внешним архивольтом из крупных клинчатых рустов. По сторонам проезда расположены караульные помещения, выходящие на фасад каждое одним окном (правое окно позднее превращено в дверь). Второй этаж над воротами занимали служебные помещения с тремя оконными проемами.
Смотрим Тюремный замок. Сооружение, действительно, интересное.
И, похоже, до самого последнего времени использовалось по назначению.
А наш путь лежит дальше, в сторону Клинцов.
Заезжаем в село Ардонь. Ардонь (Ардон, Чернецкая Слобода) — село в составе Клинцовского городского поселения, в 5 км к юго-востоку от города Клинцы. Основано в 1711 как старообрядческая слобода на территории Топальской сотни Стародубского полка; с 1741 эти земли отданы во владение Киево-Печерской лавры. С XVIII века развивается ремесло (производство повозок, саней и другого); здесь существовала старообрядческая церковь Рождества Богородицы (последнее здание 1901, деревянное, разрушено в 1920-е годы). В 1929 объединено с соседним селом Богородицкое в единое село Ардонь. В середине ХХ века — колхоз «Пролетарий». В 1986 Ардонский сельсовет (включая деревню Ивановка и хутор Любвин) был выведен из состава Клинцовского района и подчинен городу Клинцы. С 1987 по 2004 – поселок городского типа. Николаевская церковь села Богородицкое (1856), средняя школа, библиотека. Максимальное число жителей 2900 человек (1999).
Идём к церкви Николая Чудотворца.
В конце XVIII века в селе Ардонь существовала старообрядческая церковь Ветковского согласия. Первый единоверческий приход образовался в 1840-50-х годах. В 1850 году (по другим сведениям: уже к 1847 году) «старообрядческая моленная обращена в единоверческую церковь». Неизвестно по какой причине, она сгорела, и в Ардонь была перевезена ветхая церковь упраздненного единоверческого прихода посада Шеломов, которая и существовала здесь до начала ХХ века. Здание это было похоже на сарай с поставленным на крыше крестом, с крайне убогим внутренним убранством и отсутствием приличной утвари. Кроме того, в Ардони часто менялись священники (по причине бедности прихода), отчего некоторые из прихожан вернулись в староверие, приход внутренне разлагался и находился на грани упразднения. По ходатайству епископа Черниговского и Нежинского Антония (Соколова), Синодом были выделены средства на строительство нового храма. Также нашлись жертвователи в лице княгини Долгоруковой, протоиерея И.И. Сергиева (Кронштадтского) и других. Новая, каменная церковь, с деревянная завершением, заложена 18 февраля 1901 года. В 1938 году церковь была закрыта, а настоятель храма иерей Алексий Северинов был репрессирован по обвинению в троцкизме. Судьба его неизвестна. В здании храма была организована кузнечная мастерская. Храм был открыт в 1942 году во время немецко-фашистской оккупации. Действует до настоящего времени.
Церковь расположена на холме в центре села, доминирует в его застройке. Стены кирпичные, побеленные, завершения бревенчатые, обшитые тесом. Своеобразный сельский храм юго-западной Брянщины с предельно лаконичным убранством, в архитектуре которого ощущается влияние стиля модерн. В крестообразной объемно-пространственной композиции явно заметно подражание древним деревянным храмам Брянщины. Основной кубический объем возвышается над прямоугольным алтарем, трапезной и боковыми рукавами, крытыми на два ската с фронтонами на торцах. Венчает его рубленый приземистый глухой восьмерик, на котором водружена необычно крупная граненая луковичная глава с крестом на маленьком яблоке. Над западной частью трапезной с входным крыльцом на двух колоннах поставлен массивный четверик колокольни с глухим ступенчатым основанием и небольшими арками звона, завершенный невысоким деревянным восьмериком и граненой купольной кровлей с главкой. Прямоугольные окна храма с простыми деревянными наличниками и ставнями напоминают окна жилых построек. Стены завершены простыми карнизами. Единственным членением фасадов являются тяги. Изломанные в виде щипцов в верхней части основного объема, они повторяют силуэт треугольных фронтонов боковых рукавов и алтаря, а на четверике звона проходят у основания и пят арок, украшенных замками. В интерьере центральная часть храма объединена с прилегающими помещениями широкими арочными проемами; обособлена лишь западная часть трапезной с лестницей на колокольню. Перекрытия плоские.
И здесь мы опять столкнулись с интересным моментом — если верить табличке церковь — памятник архитектуры 17 века, а заложено здание церкви в 1901 году. Уже 3-й пример в этом путешествии (после Сачкович и Старого Ропска) несоответствия охранных табличек советских времён и архивных документов. А ещё на мраморе писали…
В церкви были занятия воскресной школы, поэтому там находилась куча детей. Мы побеседовали с батюшкой, помолились и пошли к бусику мимо расположенного вблизи ручья Ерденка источника освященного в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».
Всемирную славу иконе «Живоносный источник» принесли многие исцеления от источника, к которому приводила недугующих Сама Матерь Божья. Перед иконой и сейчас молятся все, кто болен телесно, и по молитвам своим получают исцеления от самых тяжелых заболеваний. Также молитвы перед этим образом исцеляют и от страстей, часто обуревающих человеческую душу, и от душевных болезней. Когда врачует Сама Богоматерь, душа успокаивается под Покровом Ее.
Источник оборудован, есть закрытая купель, легкодоступен.
Нас же ждали Вьюнки Вьюнка (Вьюнки) — деревня Клинцовского района Брянской области, Коржовоголубовского сельского поселения, в 4 км к северо-востоку от окраины Клинцов, на левом берегу реки Унечи. Упоминается с середины XIX века как хутор; входил в Голубовскую волость Суражского (с 1921 — Клинцовского) уезда; с 1924 в Клинцовской волости, Клинцовском районе (с 1929). С 1919 до 1930 годы — центр Вьюнского сельсовета, затем до 1974 в Сосновском (Гнилушском) сельсовета. Усадебно-парковый комплекс бывшей виллы фабриканта Дмитрия Сапожкова (1910- 1912; с 1922 — санаторий, дом отдыха), куда мы приехали вместе с сумерками.
Усадьба Сапожкова расположена в пригороде города Клинцы , на берегу пруда. Построен комплекс в 1910-12 гг. для клинцовского фабриканта Д. Сапожкова по проекту итальянского архитектора; строительство вел инженер А.В. Соловьев. Единственный в Брянской области загородный усадебный комплекс, архитектура которого целиком выдержана в духе подражания готике. Его отличают живописная асимметричная объемно-пространственная композиция и стилевое единство всех построек.
Существует и версия, что усадьба строилась на средства клинцовских фабрикантов и предназначалась для приема в ней царя Николая II в честь 300-летия пребывания Романовых на царском престоле. Царь Николай II не приехал , помешала Первая Мировая война.
Где сейчас стоит усадьба и уникальный парк, было непроходимое болото, заросшее кустарником. Купив у землевладельца Георгия Борозды этот участок, Сапожков решил построить загородную усадьбу. Одновременно со строительством шло и благоустройство территории усадьбы. Вручную крестьяне из ближайших деревень копали озеро, а грунт отвозился на тачках и телегах на место будущего парка, чтобы поднять уровень территории парка. Таким образом удалось решить две проблемы: создать озеро площадью восемь гектаров и поднять уровень местности над грунтовыми водами. В юго-западной части озера был насыпан остров, украшающий озеро. Для парка были завезены и высажены более 60 видов деревьев и кустарников, разбиты и благоустроены аллеи и клумбы, а по озеру курсировал катер. На острове по вечерам играла музыка.
В бывшем имении Сапожкова осенью 1919 года был открыт детский дом (приют), где жили в основном беспризорные дети. Детский дом просуществовал до 1926 года. Позднее в нем располагалась контора совхоза «Первого мая». В 1928 году здание было переоборудовано под туберкулезный санаторий, прослуживший до начала Великой Отечественной войны. В начале Великой Отечественной войны санаторий был использовался как военный госпиталь , который действовал до оккупации города Клинцы. Госпиталь в августе 1941 года был захвачен фашистами вместе с медперсоналом и тяжелоранеными воинами Красной Армии, которые подверглись жестокой расправе. Вначале оккупации фашисты разместили в этом же здании свой военный госпиталь. Фашистский военный госпиталь просуществовал недолго, так перебазировался ближе к линии фронта. Место госпиталя заняла немецкая кавалерийская часть. На первом этаже замка распологались лошади, на втором этаже сами кавалеристы. После ухода немецкой кавалерийской части, здание заняло гестапо. В подвалах усадьбы размещались камеры пыток советских патриотов.
В 1946 году было принято решение восстановить здание и открыть в нем сезонный дом отдыха. Первым послевоенным директором дома отдыха была Марфа Никитична Аксененко. 28 июня 1990 года Центральный совет по управлению курортами перепрофилировал Дом отдыха в специализированный лагерь-санаторий. Главная гордость санатория — минеральная вода. В 1962-1963 годах геологи из партии Белых Берегов пробурили несколько скважин возле дома отдыха «Вьюнки», взяли пробы минеральных вод из разных глубин огромного подземного моря средней полосы. Много веков жители деревни Вьюнки брали из некоторых ключей солоноватую воду и лечили ею болезни ног и рук, растирали тело, применяли при других недугах. Сапожков ставил виллу, зная , что в этом месте в недрах земли находится лечебная вода. Целебную воду используют для питья и лечебных ванн. Минеральная вода по составу близка к трускавецкой минеральной воде и воде Строй Руссы. Санаторий проводит лечение хронических болезней дыхательных и пищеварительных путей, сердечно-сосудистых, нервных и опорно-двигательных систем. На лечение детей благоприятно влияют природные факторы : климат средней полосы России, растущие в настоящее время на территории санатория 90 разновидностей деревьев и растений, минеральная вода.
В заключение покажем несколько фотографий, сделанных в одно из предыдущих посещений Вьюнков.
После Вьюнков, уже в темноте, мы взяли курс домой и после 19.00 прибыли в родные пенаты.
Спасибо всем, кто разделил удовольствие данного путешествия и
Простите автору его ошибки.
Игорь Голушко.
Замечательный отчетик. Особенно всех впечатлила Елионка. Поездка была супер!