Поход-путешествие на Русский Север с БелрафтТур уже неоднократно описывался у нас на сайте. Мы бывали там много раз, в разные годы, иногда — по нескольку раз за сезон. Рассказывали о ПОХОДЕ-путешествии по этому маршруту в следующих публикациях:
http://turismplus.ru/puteshestvie-na-sever-kolskiy-kolvitsa-i-ostalnoe-b1.htm,
http://turismplus.ru/puteshestvie-na-sever-kolskiy-kolvitsa-i-ostalnoe-v2.htm,
http://turismplus.ru/puteshestvie-na-sever-kolskiy-kolvitsa-i-ostalnoe-v3.htm,
http://turismplus.ru/pohod-puteshestvie-na-russkij-sever-s-belrafttur-iyul-2019.htm
Здесь вспомним о походе-путешествие на Русский Север с БелрафтТур в августе 2019.
О том, что поход-путешествие — не просто обычный водный поход в Карелию или на Кольский полуостров, а сочетание путешествия с экскурсиями и осмотром интереснейших достопримечательностей и полноценного спортивного водного похода, ранее уже писалось. Но в каждом таком походе-путешествии всегда есть свои отличия.
Особенностью этого похода было то, что непосредственно на Кольский полуостров нас поехало 4 человека. Правда ещё 4-ро моих товарищей попросили закинуть их на реку Кереть. Ну а почему бы и нет? Практически по пути.
11 августа утром мы выехали из Гомеля. Ночью были на нашем любимом месте стоянки в Старой Слободе, возле монастыря Александра Свирского.
12 августа в 11.30 отправились дальше на Север. Перед этим в обсуждении решили, что краеведческо-историческая составляющая похода-путешествия не очень интересна и будет превалировать именно походная.
Едем, беседуем. Кто-то спит или ест и пьёт. Заехали в Кемь, чтоб докупить неожиданно быстро закончившихся продуктов. Едем дальше, временами останавливаясь на разных АЗС.
13 августа, около 3 часов ночи, приехали на Кереть. Здесь мы оставляем наших друзей и, после короткого отдыха, в 8.40 выезжаем ещё дальше на Север. Через полтора часа пути, у знака «Полярный Круг», останавливаемся для дежурной фотосессии. Погода пасмурная, но дождя нет – вот и славно. Пара часов пути – мы в Кандалакше. Ещё час – и мы на своём любимом месте на Макроламбине, недалеко от Колвицы. Ставим лагерь, собираем катамаран. И уже в 19.25 мы уже на воде.
Колвицу мы уже подробно описывали в предыдущих публикациях. Поэтому очень кратко напомним. На 9 км. сплавного участка приходится более десятка препятствий. Основные препятствия — пор. Кривой (2-3 к.с.), пор. Прижимистый (2 к.с.),
пор. Прямой (2 к.с.), пор. Белый (3 к.с.), пор. Черный (3+ — 4 к.с), Колвицкий водопад («Чёрный падун», 5 к.с.).
Как уже не раз говорилось, сплавной маршрут по Колвице очень хорош тем, что это сравнительно короткая река с заметным падением и постепенно усложняющимися препятствиями. Это делает сплав захватывающим, безопасным и посильным для любого желающего (при соблюдении ряда условий). Река удобна для обучения новичков сплаву по «бурной воде», покатушек с детьми и семейного отдыха.
Идущая вдоль реки (условно) дорога позволяет оперативно перевозить суда с места окончания сплава к его началу и делать за день несколько сплавов. Возможность при необходимости довольно быстро выбраться на дорогу так же повышает безопасность сплава.
Река мне очень хорошо знакома, можно сказать, знаю её наизусть. Да и в этом году, только в июле месяце, прошёл её 11 раз (и 26 раз – в предыдущие годы). Поэтому реку идём сходу, без просмотра. Через 1 час 10 минут чалимся перед порогом Чёрный, выходим на берег, поднимаемся на дорогу, где нас уже ждёт бусик. В 21.30 мы уже отдыхаем в лагере. Очень насыщенный день закончился.
14 августа. Начались походные будни. Подъём, завтрак, сборы и – отправляемся на реку кататься по порогам. Без особого напряжения за день делается 3 сплава. Вкатываемся в реку, привыкаем к ней, чувствуем воду. Порог Белый начинаем обкатывать по разным траекториям. Порог Чёрный сегодня не проходим – ещё не до конца привыкли к реке и катамарану. Сделав 3 сплава, решаем – на сегодня хватит. Погода по прежнему пасмурная, но нам это не мешает.
Вечером, как обычно – ужин, отдых, релакс. Кто-то идёт ловить рыбу, кто-то собирает ягоды, а кто-то просто медитирует, любуясь замечательными пейзажами.
15 августа. Сегодня, как и вчера – подъём, завтрак и – на воду. Сегодня у нас запланированы покатушки на пороге Чёрный. Довольно быстро сплавляемся до порога, чалимся перед ним и идём на осмотр порога Чёрный. Намечаем траекторию движения, выставляем береговую страховку и начинаем покатушки по порогу.
Пройдя порог Чёрный несколько раз, выносим катамаран на дорогу, грузим его на бусик и едем к началу очередного сплава.
Делаем ещё 2 сплава по Колвице с покатушками на порогах Белый и Чёрный. Вернувшись в лагерь и посовещавшись, решаем завтра перехать с Колвицы на Тунтсайоки. Ехать недалеко, 170 км, зато проедем ещё одну интересную реку. Начинаем потихоньку собирать лагерь.
16 августа. Подъём, завтрак, сборы лагеря и мы стартуем. Останавливаемся в деревне Колвица, идём на экскурсию на Колвицкие водопады.
Затем переезжаем к площадке недалеко от берега моря. Идём окунуться в Белом море. Морские ванны в Заполярье бодрят.
Тормознули в Кандалакше возле гипермаркета, докупили некоторых продуктов и поехали уже на Запад. Остановка на КПП у пограничников. Отдали список группы, получили указание явиться на инструктаж в погранотряд, что и сделали по приезду в Алакуртти.
Выгрузились возле моста через Тунтсайоки, разбили лагерь. Машину отогнал в Алакуртти на стоянку. Готовим суда к завтрашнему сплаву, отдыхаем. Рыбаки пошли ловить рыбу. Около полуночи легли спать.
17 августа. С утра не спеша завтракаем. Рыбаки ушли пытаться поймать рыбу. Собираемся, упаковываемся. Маршрут сплава по Тунтсайоки мне известен. Подробно его описывать смысла нет – трудно найти реку, которая (наряду с рекой Кутсайоки) была столь подробно расписана на разных сетевых ресурсах.
Поэтому коротко. Сплав по Тунтсайоки от Алакуртти до порога Шляпа.
Старт от моста через Тунтсайоки – порог Водопадный-1 (2-3 к.с.) – пороги Кривой (3 к.с.), Юрьев день (2 к.с.), Надежда (2 к.с.), Подкова (2 к.с.), Красивый (3-4 к.с.), Яма (3-4 к.с.), Котел (3-4 к.с.). Карниз (3-4 к.с.), Змея (3 к.с.), Каньонный (3 к.с.), Шляпа (3-4 к.с.).
В 14.05 стартуем. Через 30 минут сплава порог Водопадный-1 (2-3 к.с.). Поскольку уровень воды в реке невысокий, что снижает сложность порогов, а мы хорошо раскатались на Колвице, то порог идём с ходу. Как и ожидалось, прошли легко. Шивера за ним потребовала больших усилий.
Ещё полчаса ходу – и мы в районе бывшего моста через Тунтсайоки. По берегам появляются таблички «Национальный парк Кутса» со всякими пугающими надписями. Идём дальше. Ещё 35 минут сплава и в 16.55 чалимся на левый берег перед порогом Кривой (3 к.с.).
Идём осматривать порог – по малой воде в основном сливе могут быть неприятные острые камни. Встречает дядечку (скорее, дедушку) рыбака из Алакуртти. Общаемся. Он говорит, что на протяжении 15 – 20 км от Алакуртти вдоль реки по левому берегу идёт грунтовая дорога (да и сам приехал на машине, которую мы видели выше порога). А так же рассказывает, как в молодости на надувной лодке проходил весь наш сплавной маршрут за один день. Ну что сказать – внушает!
Посмотрев порог намечаем линию движения и успешно её реализуем.
На всю возню с порогом потратили полчаса. Идём дальше. Сплав сложности не представляет. Всё препятствия читаются с воды и всё легко идётся. В 19.20, после порога Юрьев день (2 к.с.), чалимся на левый берег и становимся на ночёвку. Место не идеальное, но терпимое. Есть ровное место под палатки, но много комаров и немного дров. Чуть поодаль от берега видна заброшенная грунтовая дорога весьма сомнительной проезжабельности. Рыбаки вытянули первую добычу — хариус и форель. Делаем малосолку. Ужин и сон.
18 августа. Поднялись. Как обычно – завтрак, рыбалка, сборы лагеря. В 11.35 выходим на воду. Проходим пороги Надежда (2 к.с.), Подкова (2 к.с.). Около 14.30 проходим шиверу-порог Кошмарики (1-2- к.с.) и в 14.45 чалимся на правый берег для просмотра порога Красивый (3-4 к.с.) Причина осмотра та же, что и для порога Кривой – проверить наличие в основном сливе неприятных острых камней. Всё в порядке. Проходим порог и уже в 15.00 идём дальше. Сложность порога, вследствие малой воды – 3 к.с. На реке проходим ещё пару небольших порожков.
В 16.40 мы перед порогом Яма (3-4 к.с.). Порог мне ОЧЕНЬ хорошо знаком, вода невысокая, мы уже нормально раскатались – решаем идти порог сходу, без просмотра. Всё прошло по плану. Ещё 10 минут ходы до порога Котел (3-4 к.с.). Его так же идём с ходу. Сложность порогов – 3 к.с. В 17.00 чалимся на стоянку.
Стоянка на пороге Котёл – одна из лучших на всём маршруте.
Она очень популярна как у коммерческих, так и спортивных групп. Ставим лагерь и начинается отдых. Каждый занимается чем желает. Кто-то ловит рыбу, кто-то загорает, кто-то просто расслабляется.
19 августа. С утра продолжаем отдыхать. Решили сегодня сделать днёвку. Ловили рыбу, обкатывали для тренировки пороги Яма и Котёл,
загорали, расслаблялись.
20 августа. С утра снова покатались на пороге Котёл и в 11.40 пошли вниз. Через 20 минут хода справа впадает река Кутсайоки и дальше мы уже идём по Тумче. В 12.40 чалимся для просмотра порога Карниз (3-4 к.с.), Осматриваем, проходим по правой стороне.
За порогом, на высокой скале левого берега, стоит лагерем довольно большая коммерческая группа. Чалимся к ним и идём поговорить за совместную выброску. Успешные переговоры прошли в «тёплой и дружественной обстановке» ©.
Идём дальше, периодически ловя рыбу. Проходим пороги Каньонный (3 к.с.), Змея (3 к.с.) Их сложность, по нашей воде, 2 к.с.. Около 16.00 мы становимся лагерем на пороге Шляпа (3-4 к.с.).
Сходили к катерам, поговорили насчёт завтрашней выброски, вспомнили общих знакомых (да-да, они нашлись и в этих местах!) и вернулись в лагерь. Сегодня у нас рыбный день. Форель, хариус и (в изобилии!) окунь.
Разбираем катамараны, сушим снаряжение.
С точки зрения препятствий, по Колвице и Тунтсайоки-Тумче пройден полноценный маршрут 3 к.с., а с учётом покатушек-тренировок – более чем полноценный. Вот только справку за такой не получить – мы недостаточно часто ставили и собирали палатки и мало съели макарон.
21 августа. Собираем лагерь, подносим вещи к катеру. Грузимся вместе с параллельной группой, с которой договорились вчера. В 12.00 отчаливаем. Капитан ведёт катер аккуратно – вода невысокая, можно и на мель сесть. После выхода на просторы водохранилища любуемся окружающими пейзажами. Общаемся с попутчиками и капитаном катера. Договорились о машине из Зареченска до Алакуртти.
В 15.30 причалили в Зареченске. Машина нас уже ждёт. Грузимся и выезжаем. Правда, далеко не уехали. Машина обломалась. Вызвали другую машину, перестегнули прицеп с рюкзаками и вещами и поехали дальше. Приехали в Алакуртти, загрузились в бусик и двинули в Кандалакшу. Там попрощались с Сашей Шакуном – ему надо ехать в Москву. Нас осталось трое. Едем на ночёвку на берег моря. Место неплохое, но, в отличие от 2010 года, звуки работающего порта поначалу мешали заснуть.
22 августа. Поднялся рано. Посмотрел окрестности. В 2010 году недостроенный комплекс несостоявшегося горнолыжного курорта производил сильное впечатление. К сожалению, самое эффектное и интересное сооружение сожгли. Фотографировал море, памятник погибшим в Гражданскую войну, дома и сараи. Собираемся и выезжаем. После посещения магазина в Кандалакше едем на Юг. Так как от экскурсионной части программы отказались сразу, то едем без остановок и задержек.
К ночи приезжаем в Старую Слободу на нашу любимую стоянку. Поздний ужин, отбой и сон. День был хоть и не очень насыщен событиями, но всё равно – утомительный.
23 августа. Проснулись, не спеша собрались – усталость за почти 2 недели путешествия уже накопилась, подъехали к монастырю. Пополнили запасы воды и двигаем дальше. Писать особо нечего – обычная дорога. Заночевали уже на Псковщине, около Елизарьево. Рядом знаменитый Спасо-Елиазаровский женский монастырь.
24 августа. Поднялись, собрались и двинули дальше. Мы едем в Псков. Затем были Изборск,
Печёры
и дорога домой. Ночью приехали в Гомель. Поход-путешествие на Русский Север с БелрафтТур завершён.
Спасибо всем, кто разделил с нами все тяготы радости этого ПОХОДА-путешествия. До новых встреч!
Спасибо читателям сего творения.
Простите автору его ошибки.
С уважением – Игорь Голушко.
golushko62@TUT.BY, Моб. Тел +375 29 657-19-60; +375 33 616-24-56