Поход-путешествие в Северное Приладожье, Южную Карелию и Псковщину.
С 6 по 14 мая состоялся организованный Школой Туристской Подготовки в Гомеле и «Турклубом Активный» поход-путешествие по Приладожью и Псковщине.
В плане мероприятия были: посещение Лосево и тренировки на Лосевском пороге реки Вуокса, заезд в Сортавалу и экскурсия на Валаам, Рускеала с её известным мраморным карьером и прыжки с порога-водопада Ахвенкоски на реке Тохмайоки, заезд на реку Уксуньйоки и катание по её порогам, посещение пляжей Ладоги и затем осмотр достопримечательностей по дороге домой.
Но объективная реальность внесла свои коррективы в наши мечты и планы. Об этом по порядку.
6 мая. Загрузили бусик всем необходимым снаряжением
и частью участников и в 20.00 выехали из Гомеля. Нас пока 7-ро. По предварительному плану около 23.00 в Орше должны забрать Евгения и Евгению, едущих из Москвы. Получаю от них сообщение по Viber что они будут ждать нас на объездной Витебска (пересечение Р21 с М8) около полуночи. Мы подъезжаем туда около 00.30 уже 7-го. Радостная встреча и далее нас уже 9 – «полный комплект».
7 мая. Около 2 ночи пересекаем границу (после событий вна Украине 14-го года пограничный режим стал строже), обязательно наличие паспорта, но для граждан РБ проблем нет.
Мчим по пустынной дороге великолепного качества в сторону Питера. Перед самой Гатчиной сворачиваем направо на объездную (местами идёт ремонт) и уже в 10.00 мы останавливаемся у «Ашана» в Тосно (северный пригород Питера). Докупаем недостающее и двигаемся дальше в сторону Лосево. Дорога отличная, но несколько напрягает снег, лежащий местами на обочинах.
В 13.00 мы на месте.
И первая неожиданность – место, где мы ранее останавливались бесплатно, выкуплено и там ведутся строительные работы. Ходим, смотрим где можно стать. Теоретически, места такие есть, но на практике они очень неудобны – шмотки нести метров 700 – 800, где ставить бусик – вопрос, дрова для костра — тоже вопрос. А другие возможные места стоянок далеко от порога. Да и погода совсем не летняя – всего +3. Гена Томин проводит успешные переговоры на базе «Бурная вода» и мы становимся там. За деньги, но на огороженной территории, ставим палатки, предоставлена тёплая кухня с мебелью, газовой плитой и теплый туалет. Учитывая погодные условия – очень веский аргумент. Да и бусик стоит метрах в 60-ти и отлично виден.
Расположились, поставили лагерь, стали собирать суда. После этого я пошёл спать – всё таки 36 часов без сна и 16 за рулём – дали о себе знать, а народ отправился на воду кататься.
Поспал пару часиков и вышел на улицу – народ катается на выходе из порога. Подошел к берегу, сделал вид, что провожу тренировку. Темнеет уже хорошо после 22.00. После катания пошли ужинать. Всё таки тёплая кухня при такой температуре воздуха и воды – правильное решение.
8 мая. Катаемся и тренируемся на пороге,
гуляем по окрестностям. Кстати, мы далеко не единственные, кто проверяет себя на морозостойкость в Лосевском пороге.
Вечером идём в баню. Она находится здесь же, в одном здании со столовой. День удался.
9 мая. День Победы. Для всей страны и для одного из наших участников, впервые прошедшего на байдарке порог.
Причём 2-й раз – по самым «центрам». Тренируемся, катаемся и после обеда в тёплом помещении собираемся и выезжаем на север.
Заезжаем в Приозёрск (бывшую Корелу, Кексгольм, Кякисалми), смотрим военную технику в мини-музее, обозреваем крепость и отправляемся дольше. Граница Ленинградской области и Карелии встречает нас грунтовкой и снежной метелью. Вот такое (ведь май месяц – почти лето) хреновое лето. На подъезде к Сортавале видим покрытые льдом заливы Ладоги. Понимаем, что с экскурсией на Валаам у нас ничего не получится. Становимся на нашем обычном месте.
Повезло – оно свободно, хотя на кострище ещё тёплые угли. Вокруг красотища – Ладога, шхеры, скалы, снег, лёд, «мир-труд-май».
10 мая. Проснулись, позавтракали, собрались и вернулись немного назад, в Рускеалу. Заехали на Тохмайоки, посмотрели водопады. От мысли пройти их отказались сразу – жадные дебилы построили над водопадами мостики, за проход по которым хотят 250 рублей и под которыми безопасно не протиснуться при нашем уровне воды.
Так что пофотографировав, едем смотреть мраморный карьер. Решили зайти с «чёрного хода» — платить деньги за билет «на провал» никому не хотелось. По пути глянули заброшенный мраморно-известковый завод, построенный финнами в 1896 году.
Вначале было построено три печи, в 1937 г. их стало шесть. Разрушающиеся трубы печей по обжигу мрамора украшают этот постапокалиптический пейзаж.
Затем прошлись по остальным достопримечательностям Горного парка Рускеала
и отправились дальше, на север. Связавшись по телефону с Ольгой, которая должна была нас забрасывать на Уксуньйоки, узнаём, что проехать к порогам не может даже она на своём «заряженном» УАЗике. Да и периодически идущий снег не добавляет оптимизма. Было единодушно решено от прохождения Уксуньйоки отказаться.
Образовавшееся время решаем потратить на отдых и экскурсии. Для начала заезжаем в посёлок Харлу. Дорога в посёлок – вполне сносная, по Карельским меркам, грунтовка. В посёлке кое-где на улицах присутствует асфальт, а кое-где – жуткие ямы. Здесь осматриваем заброшенный целлюлозно-бумажный завод «Харлу»
и располагающуюся неподалёку пока ещё действующую ГЭС-22 «Леппякоски»,
затем возвращаемся на трассу, мельком смотрим плотину ГЭС и порог под ней в посёлке Ляскеля и едем через Питкяранту на юг. В районе посёлков Уукса и Салми попадаем в сильную метель. А бусик то на летней резине… На обочинах лежит 10-ти сантиметровый слой свежевыпавшего снега.
А ещё через 20 км, недалеко от Усть-Видлицы, уже совсем другая картина – свежего снега нет, сквозь облака пробивается солнце, температура, похоже, плюсовая – благодать.
Становимся лагерем на ладожских пляжах – одном из моих любимых мест.
Быстро ставим лагерь и наслаждаемся отсутствием снега (ну, почти отсутствием).
Вечером Гена организовывает музыкальный вечер, достав из закромов микрофон, колонки и прочие необходимые аксессуары. Так и закончился этот длинный и очень разнообразный день.
11 мая. Позавтракали, подумали и решили сделать днёвку, посвятив её катанию по прибойной волне Ладоги на каяках, байдарках и катамаранах. Что с успехом и реализовали.
А так же наслаждались отдыхом, солнцем и отсутствием снегопада. Про возможный сплав по Уксе никто не хочет даже думать. Вечером – опять импровизированный мини-концерт.
12 мая. Завтракаем, собираем лагерь, упаковываем разобранные накануне суда и едем в сторону дома. Мельком смотрим церковь Фрола и Лавра в деревне Мегрега,
заезжаем в Старую Слободу, где посещаем Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь.
Оттуда едем в Старую Ладогу,
где смотрим очень много всего интересного.
Далее через город Волхов двигаемся на Чудово и на Великий Новгород. Решение выбрать эту дорогу было ошибкой. 7 километров территории (дорогой ЭТО назвать нельзя) на границе Ленинградской и Новгородской областей мы преодолевали 25 минут. Но к 18.00 мы оказываемся на трассе М10 Питер – Москва. Ищем место для стоянки. С этим непросто. Решаем свернуть с трассы и через 8 км. мы на берегу Волхова. На другом берегу деревня Селищи и руины грандиозных Аракчеевских казарм. Первый относительно тёплый вечер в этой поездке. Ужинаем, отдыхаем, отогреваемся.
13 мая. Чуть ли не с ночи на это место подъезжают рыбаки на машинах. Но поскольку утро, они за рулём и трезвые, то всё очень благостно. Переезжаем через Волхов, осматриваем руины Аракчеевских казарм – между прочим, памятника культуры федерального значения
и отправляемся в Новгород. Проехав сквозь город, становимся возле Юрьева монастыря – одного из древнейших русских монастырей, духовного центра Новгородских земель. Гуляем по монастырю, смотрим церкви, заходим в Георгиевский собор 12 века.
После монастыря отправляемся на экскурсию в музей деревянного зодчества Витославлицы. Интереснейшее место, для меня – может наиболее интересное в окрестностях Новгорода.
Эта экскурсия понравилась всем. Затем заезжаем в Перынский скит.
Так же очень интересное место, бывшее капище Перуна.
Наконец возвращаемся в Новгород.
После небольшой полутора часовой прогулки по городу

мы прощаемся с Евгенией и Евгением (они решают пораньше вернуться в Москву) и отправляемся в сторону Пскова. По пути заглядываем в Порхов, смотрим крепость на берегу Шелони
и едем дальше. В 20.30 мы в Пскове. Заправляемся на «секретной» заправке, оставляем на «Крестах» ещё одного нашего спутника – ему надо быть утром в Минске и он будет здесь садится в проходящую машрутку. А мы проезжаем насквозь Псков – времени на осмотр города у нас нет – и едем к месту ночлега в Изборско-Мальской долине, над Мальским монастырём.
Место ночлега мне хорошо знакомо и очень нравится. Да и вечер сегодня просто замечателен.
14 мая. Последний день путешествия. Собираемся, набираем целебной воды в источнике и едем в Печоры. Был в Печорах много раз и всегда приезжаю сюда с удовольствием. Смотрим монастырь,
заходим вовнутрь. Через час отправляемся в Изборск. Идём на Труворово городище,
потом на Словенские ключи, затем смотрим крепость и едем домой. В Острове на осмотр мостов не останавливаемся – жалко времени, все хотят пораньше оказаться дома.
Границу пересекаем без задержек. Около 19.20 мы на вокзале Орши, откуда Карина поедет в Минск, ну а мы продолжаем свой путь в Гомель. В 22.00 мы въезжаем на «Сельмаш», а уже через час все оказываются дома.
Поход окончен. Всем искреннее спасибо за компанию.
Наша группа слева направо и сверху вниз — Игорь, Игорь, Карина, Никита, Евгений, Игорь, Геннадий, Евгения, Павел.
За фотографии спасибо Евгении Лаппо, Геннадию Томину и мне, любимому.
С уважением, Игорь Голушко.
И простите автору его АшиПки.
Когда-то с Вами водителем ходил.Тёплые только воспоминания.Корелия,Карпаты.Даже знакомые лица!Молодцы ребята.Игорь не болей!