В августе 2016 года начальник школы туристской подготовки БелрафТУР Игорь Голушко организовал очередную поездку по Псковщине для группы из Гомеля. Сочетание возможности осмотреть псковские достопримечательности в хорошей компании без излишних затрат — основная фишка таких поездок. К тому же места для осмотра выбираются отнюдь не тривиальные, — турфирмы по таким местам, как правило, не возят.
Вот и в этот раз все началось с поиска остатков Езерищенского замка в окрестностях озера Езерище, которое граничит одновременно с Беларусью (Витебская область) и Россией (Псковская область)
Как видно по лицам участников путешествия, формат с палатками им по душе:)
Ночная прогулка к курганам положила начало ежедневной традиции этой поездки — ежевечерний променад по окрестностям с целью осмотра местных достопримечательностей. От замка же практически ничего не осталось, кроме нескольких камней на заглавном фото.
Наутро мы уже оказались в Пушкинских Горах, где посетили Святогорский монастырь с могилой А.С.Пушкина:
Свято-Успенский Святогорский монастырь был основан по повелению царя Ивана IV в 1569 году и издревле входил в ряд самых почитаемых на Руси. Среди многих даров царей и вельмож, хранившихся в монастыре, были пожалованный Иваном Грозным 15-пудовый колокол, прозванный в народе Горюном, и Евангелие — дар царя Михаила Федоровича. Сегодня можно увидеть осколки колокола, заказанного игуменом Иннокентием, изготовленного на заводе Тюленева в Москве в 1753 г.
С XIX века обитель оказалась неразрывно связанной с именем Александра Сергеевича Пушкина. Живя в Михайловском, поэт приходил сюда в моменты творческих исканий и на поклон могилам предков, памятью которых он свято дорожил. Здесь же и упокоен.
В 1992 г. Свято-Успенский Святогорский монастырь был возвращен в бессрочное и безвозмездное пользование Русской Православной церкви. 29 мая при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II торжественно возобновлены службы в его Успенском соборе. Сегодня это собор действующий, и его территория используется совместно Пушкинским заповедником и Епархией. В монастыре проживает около 25 послушников и монахов (в пушкинское время в монастыре жило 10 человек).
Затем мы переехали в Михайловское. Дорога к усадьбе весьма живописна, считается, что эти лиственницы высажены еще Ганнибалом:
Впервые юный поэт побывал здесь летом 1817 года и, как сам писал он в одной из своих автобиографий, был очарован «сельской жизнью, русской баней, клубникой и проч., — но все это нравилось мне недолго».
Следующий раз Пушкин посещает Михайловское в 1819-м.
С августа 1824 по сентябрь 1826 года Пушкин проживал здесь в ссылке.
Последующие годы поэт периодически приезжал сюда, чтобы отдохнуть от городской жизни и писать на свободе. Так, в 1827 году здесь Пушкин начал роман «Арап Петра Великого».
В 1835 в Михайловском Пушкин продолжил работать над «Сценами из рыцарских времён», «Египетскими ночами», создал стихотворение «Вновь я посетил».
Весной 1836 после тяжёлой болезни умерла его мать. Обстоятельства сложились так, что он, единственный из всей семьи, сопровождал тело Надежды Осиповны к месту погребения. В апреле 1836-го был последний визит А. С. Пушкина в Михайловское; с этого времени эта усадьба перешла в собственность поэта.
На осмотр Пушкиногорья и его красот у нас ушел весь день. Только к вечеру мы оказались у монумента в честь Ледового побоища под Псковом:
Грандиозность сооружения потрясает. 163 тонны, 23х28 метров — фотографии не могут передать мощь этого памятника, установленного на горе Соколиха, откуда открываются красивые виды на Псков.
Второй ночлег прошел в не менее знаковом месте (хотя и при не совсем хорошей погоде) — у стен Спасо-Елеазаровского монастыря, которому молва приписывает монашество некоей Л.Путиной
На самом деле прежняя настоятельница монастыря была одноклассницей и подругой бывшей супруги президента России и действительно получила немало преференций
Утро третьего дня путешествия началось с осмотра монастыря и окрестностей.
Преподобный Евфросин скончался в 1481 году, приняв схиму с именем Елеазар. Именно в память об этом весьма строгом 95-летнем христианине обитель стали именовать Елеазаровской.
А еще один старец Спасо-Елеазаровской обители — Филофей -объявил всему миру: «Москва — Третий Рим», — и добавил: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Эти слова можно прочитать на территории монастыря
Главная монастырская святыня — Собор Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста) — построен около 1574 года и представляет собой типичный образец средневековой псковской архитектуры. Неподалеку у озера восстановлены не менее значимые объекты, напоминающие о начале начал и преподобном Евфросинье
Неподалеку купель и святой источник, в котором мы наполнили свои канистры для воды. Вообще в таком формате путешествий здоровое питание и чистая ключевая вода являются тем самым положительным моментом, который привлекает людей в поездки с Игорем Викторовичем.
А впереди нас ждал Псков.
Осмотрели ядро города — Кром на слиянии Великой и Псковы. Начальное поселение в мысовой части городища датируется серединой первого тысячелетия. В X—XII веках здесь существовали земляные, а возможно, и каменные укрепления, и деревянный Троицкий собор. В период Псковской республики (XIV — начало XVI веков) Кремль с его собором, вечевой площадью и кромскими клетями был духовным, юридическим и административным центром псковской земли.
Затем посетили несколько псковских храмов характерной архитектуры, — Косьмы и Демьяна, Николы на Усохе, Висилия на горке и многие другие
Заехали в Мирожский монастырь, знаменитый благодаря единственным на Руси по степени сохранности домонгольским фрескам соборного храма. Вход платный, от 100 рублей. То, что в настоящее время там идут реставрационные работы, и радует, и огорчило одновременно
Затем мы переехали в третий действующий монастырь за день -Снетогорский, который впервые упоминается в Псковских летописях под 1299 годом, когда 4/17 марта ливонские рыцари совершили внезапное нападение на Псков. Тогда обитель была разорена, а игумен ее, а также 17 иноков и пресвитер Константин были сожжены в храме. Обитель была создана незадолго до указанной даты в правление и при участии святого благоверного князя Довмонта-Тимофея. В 1312 году в монастыре завершается строительство собора Рождества Богородицы. Этот белокаменный собор псковские мастера украсили дивными фресками, которые сохранились и до наших дней. В XVI веке монастырь украсили еще два храма: Никольский с трапезной и погребами (где сейчас совершаются Богослужения) и церковь Вознесения-под-колоколы
Последний храм после перестроек в XVIII-м веке превратился в знаменитый Снетогорский столп высотой 63 м (86 метров от зеркала реки Великой), который мог соперничать с колокольней Ивана Великого в Москве.
Еще одно удивительное открытие этого дня путешествия — самая высокая колокольня Псковщины в Погосте Сенно
Мощная, высокая звонница производит удивительное впечатление. Ее высота более 20 метров соотносима с высотой восьмиэтажного дома. Поставленная на квадратное основание, покрытая односкатной кровлей, она завершается прозрачными арками двухпролетной звонницы. Колокольный звон слышен в окрестных селах, над озером и окрестной равниной.
А входной брамой Георгиевской церкви впечатлился Н. К. Рерих и воспроизвел в своем полотне «Псковский погост». Художник написал ворота вместе с крыльцом ризницы Псково — Печорского монастыря
Третий ночлег ждал нас в Мальской долине:
Разнотравье, святой источник с лечебной водой, редкопосещаемый Мальский монастырь в ложбине, встречи с истинно верующими у стен приходского храма, прогулка по ночному кладбищу (погосту) запомнятся нам надолго. Юным участникам поездки найдется что написать в сочинении «Как я провел лето»:)
Четвертый день путешествия мы начали с закрепления пройденного — так получилось, что с утра нам снова поведали об основателе обители преподобном Онуфрии — ученике прп. Евфросина Спасо-Елеазаровского, начальника псковского пустынножительства, который пришел в эти места в поисках уединенной подвижнической жизни. Глухие и труднопроходимые леса покрывали склоны древней, прорытой ледниками лощины. Лишь блестящая гладь лесного озера иногда волновалась при ветре и тихий говор вод, с легким шумом плескавшихся о берег, нарушал тишину уединенного места.
Потом, как обычно в то время водилось на Руси, прослышав о пустынном подвижнике, приходили к нему искавшие спасения в удалении от мира любители пустынного иноческого жития и умножали число мальских насельников, пока одинокий скит не разросся в Мальский монастырь.
Чуть-чуть опоздали мы на праздник, называемый «Мальским воскресением» — первое воскресенье после Петрова дня (свв. Первоверховных апостолов Петра и Павла). В глубокой древности в этот день выпал обильный снег, от которого могли погибнуть все посевы и растения, но по молитвам прп. Онуфрия снег быстро растаял, не причинив никакого вреда, и в этот год урожай был больше прежнего. С тех пор положили ежегодное празднование в память об этом чуде.
Вода там бьет из-под алтаря Спасорождественской церкви, и считается, что не иссякнет даже после Амаргеддона.
На кладбище Мальского погоста похоронен местный праведник — болящий Матфей, более 40 лет лежавший на одре без движения и удостоенный от Господа дара прозорливости. Много людей приходило и приезжало к праведнику за советом и утешением. На пожертвования, приносимые Матфеюшке почитателями, был построен придел прп. Онуфрия Мальского. Почил праведник в 1905 году, 15 (28) июня и погребен напротив Спасо-Рождественской церкви. Перед смертью предсказал обстоятельства своего погребения, которые и исполнились в точности.
Набрав напоследок воды из родника, мы поехали в Печоры. Этот монастырь известен гораздо больше Мальского, — сегодня «Богом зданные Пещеры» — большой некрополь. Веками оставаясь нетленными, здесь обрели покой свыше десяти тысяч человек.
Считается, что открытие Богом зданных пещер произошло в 1392 году, но официальной датой, когда был основан Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь, объявлен 1473 год. Именно в это время была освящена Успенская церковь, которую выкопал в песчаном холме возле ручья Каменца преподобный Иона. В миру он носил имя Иоанн и являлся священником Георгиевского храма в Юрьево-Ливонске.
Спасаясь от гонений со стороны немцев-латинян Иоанн с женой Марией и детьми покинул Юрьево-Ливонск и пришел во Псков. Здесь, услышав о недавно открытой пещере, он устроил свое жилище рядом с ней, чтобы служить Богу.
В начале 16 века Печоры стали важным стратегическим пунктом на западных рубежах Русского государства. В 1565 году монастырь был обнесен стенами с 9 сторожевыми башнями и стал называться Печорской крепостью.
С интересом рассматривали мы многочисленные иконы, полные знаков и тайн
Однако главная заинтересовавшая нас достопримечательность Печерской обители оказалась живой. Это некий инок Гена, обитающий у стен монастыря, беседующий с прихожанами и порой изрекающий удивительные пророчества и советы:
Неподалеку ждала нас еще одна довольно известная точка — Изборск с Труворовым крестом, Словенскими ключами и крепостью
Ночлег этим вечером ждал нас на плато у реки Великой. Хорошо, когда все хорошо — и туристическое оборудование организатора поездки позволяет отлично провести вечер:)
Наутро нас ждало грандиозное открытие. В городе Остров мы осмотрели не только уникальный мост, Троицкий храм и Николаевскую церковь, но и ознакомились с реквизитами военного музея, созданного энтузиастами-поисковиками. Экспозиция потрясает: тысячи единиц оружия, обмундирования, наград…
Музей в Острове обязателен к посещению. Мы не заказали экскурсовода, но зам.директора Ирина Александровна не удержалась от комментариев, вылившихся в многочасовой рассказ.
Одних Ленинов мы насчитали 34 штуки. Винтовки и другое оружие просто не подлежит счету
В городе с названием Опочка нас ждало еще одно мини-открытие: навесной мост через реку Великая, который при ходьбе раскачивается и по ощущениям напоминает грузинские переправы
Центр Опочки со стандартным набором достопримечательностей в виде знака 600-летию города, рядовой застройки (правда, здание губернских учрений Чернышова не совсем рядовая застройка), а также бюстом Ордина-Нащекина остался позади, а впереди нас ждал атмосферный Себеж.
Перед Себежем не смогли не остановится у немецкого военного захоронения — 40 тысяч немецких военнослужащих нашли здесь свой покой
Себеж хорош своими видами и земляком — Зямой (Зиновием) Гердтом
Не преминули путешественники взобраться на колокольню, — все, что осталось от православной Рождественской церкви 1535 года. В середине XIX церковь перестроена в неорусском стиле, а в светское время (30-е годы) разрушена. Уцелела только колокольня, которая, вероятно, была раньше совсем непримечательной, лишённой характерных элементов стиля, но в отсутствие церкви прекрасно дополняет курортный, уютный и в чём-то европейский облик Себежа
Последний ночлег у Себежского озера был традиционно удачным — рядом нашелся освященный родник, вечерняя прогулка после приготовленного плотного и вкусного ужина тоже прошла «по плану»
В последний день путешествия, который предназначался только для дороги домой, мы не удержались от заезда на Лысую Гору и в Шклов (в декабре 2015 года там установили памятник своему земляку актеру П.Алейникову)
Понятно, что каждое из вышеупомянутых мест заслуживает отдельного многостраничного рассказа с десятками фотографий, к тому же так получилось, что почти все наведанные нами на псковщине точки оказались из раздела must have — обязательных к посещению, но лучше один раз увидеть своими глазами, чем сто раз услышать с чужих уст.
Поэтому надеюсь, что ряды путешествующих с начальником Гомельской школы туристской подготовки БелрафтТУР Игорем Голушко будут только шириться, и люди разных возрастов, интересов и уровня подготовки смогут ощутить прелесть таких поездок в формате «экспедиция», когда за каждым поворотом ждут новые открытия, а прелести туризма сочетаются с отдыхом в непосредственной близости к природе.