Маленькие Северные Покатушки Кольского лета 2017. Взгляд прагматический. В3.
В июле 2017 года состоялся поход-путешествие на север (они же Маленькие Северные Покатушки), на реку Колвица Кольского полуострова, организованное Школой Туристской Подготовки и её инструкторами Игорем Голушко и Сергеем Киселевским. Впечатлений и мыслей после этого путешествия было немерено. На их основе появилась целая трилогия из отчётов, очень разных по видению. Отчёты, предлагаемые вашему вниманию, написаны участниками этого путешествия и инструкторами и показывают несколько разное видение происходившего. Теперь завершающий эту трилогию взгляд прагматический (инструкторский). В3.
Путешествие на юг Кольского полуострова, на реку Колвица, уже давно стало одним из моих любимых маршрутов. Привлекает прекрасное сочетание многих факторов — сравнительно короткая река с хорошим падением и постепенно усложняющимися препятствиями, идущая вдоль реки дорога, близкие горы, море,
дары северной природы, наличие культурной программы — всё это делает данное путешествие весьма интересным и привлекательным с точки зрения активного туризма и отдыха.
Река очень удобна для обучения новичков сплаву по порогам — маршрут начинается с несложных препятствий 1 — 2 к.с., затем (в начале 2-й половины маршрута) порог «Белый» 3 к.с. и в конце сплавного маршрута — порог «Чёрный» 4 к.с. Правда, почти сразу за порогом «Чёрный» следует порог-водопад «Чёрный падун» 5 к.с., но он в маршрут для новичков не входит (да и порог «Чёрный» с новичками проходится далеко не всегда). Идущая вдоль (условно) реки дорога позволяет перевозить суда с места окончания сплава к его началу довольно оперативно и позволяет делать за день несколько сплавов по Колвице.
Есть очень удобное место для лагеря — близко к реке, но чуть в стороне от дороги, что позволяет спокойно отдыхать вдали от посторонних глаз. Да и горы, куда можно прогуляться пешком, довольно близко (как минимум, к деревне Колвица). Конечно, все эти моменты сполна реализуются при наличии машины сопровождения. Но уже много лет такой формат для нас наиболее предпочтителен.
Некоторым (относительным) неудобством является довольно долгая дорога к месту покатушек (Кольскому полуострову), но и это можно превратить в достоинство, разнообразя путь осмотром различных достопримечательностей.
Вот и в этот раз, выехав из Гомеля утром 13 июля уже вечером 14 июля мы были на месте. Поставили базовый лагерь — в нём нам предстоит провести несколько ночей — и легли спать.
Утром, 15-го июня, начали собирать суда, занимались всякими бытовыми делами. Базовый лагерь, несколько суток стоящий на одном месте, существенно экономит время и силы. Ну только если вы фанат снятия и установки палатки (и всего остального), вам это не очень подходит — да и то, всё решаемо. Большинство же предпочитает силы и время тратить на более интересные дела.
Собрав катамаран (для начала одну 4-ку), провели ознакомительное занятие по технике гребли. Сначала демонстрировали и отрабатывали приёмы гребли на земле, затем — на озере.
После этого отправились на первый сплав по Колвице.
На него мы, как правило, собираем максимально сильный экипаж из имеющихся участников. Хоть сама река инструкторам хорошо известна, первый в этом походе сплав всегда проводим аккуратно — оцениваем уровень воды в реке, силу струи, не появилось ли какого нового препятствия — упавшего в порог дерева, браконьерской сети и т.п.
Через час с небольшим сплава, чалимся на берег перед «Чёрным» порогом. Во время первого, раскаточного, сплава мы его не проходим. Выносим катамаран на дорогу, грузим на бус и возвращаемся в лагерь. Дальше — отдых.
16 июня. Этот день целиком посвящаем сплаву. Сплавляемся по Колвице в разных составах, с разными вариантами рассадки по местам на катамаране. Участники уже более плотно знакомятся с основными видами препятствий (перекаты, шиверы, пороги, валы, бочки, подводные и надводные камни и т.п.), учатся читать воду и грести на бурной воде. Много эмоций подарил порог «Белый» 3 к.с.. В нём приходилось работать всерьёз. Устанавливаем своеобразный личный рекорд — проходим Колвицу (без порога «Чёрный») 4 раза, сделав перерыв на обед и отдых. Вечером (или ночью? — ведь светло, ночи белые) отдыхаем, развлекаемся.
17 июня. День посвящаем выходу в горы. Есть разные варианты таких прогулок — по Колвицким тундрам (наиболее доступная и близкая гора — Домашняя, 540,5 метра н.у.м.), по Домашним тундрам (ближайшая к дороге — гора Окатьева, 539,9 метра н.у.м.). Поскольку погода была неустойчивой, было решено пойти в Колвицкие тундры на гору Домашняя (подъём на гору Окатьева в дождливую погоду может быть небезопасен). Да и лето в этом году пришло поздно, в горах было много воды и немало снега (даже на такой небольшой высоте). Несмотря на самую разную погоду во время этого выхода, все получили удовольствие от «прогулки».
18 июня. День начался с занятия по технике спасработ. Объяснялись основные принципы спасработ, их организация и проведение, работа страхующих, сигнализация на воде. Затем, уже 2-мя катамаранами, 4-кой и 2-кой, пошли на сплав. В процесс сплава шло обучение различным основным маневрам — заход в улов, выход из улова на струю, траверс потока, отдых за камнем («в тени» камня), чалкам, уходам от прижимов. Новички уже были не совсем «чайники» и я порой даже ругался на них, что они медленно выполняют команды — и был уверен и спокоен, что они уже понимают, что я им говорю, и что и как надо делать. Отрабатывая взаимодействие судов на воде, доходим до привычного места чалки перед «Чёрным порогом». В очередной раз просматриваем порог, ставим страховку, организовываем «принудительную» чалку (чтоб в случае нештатного развития событий не уйти в «Чёрный падун»), выставляем сигнальщиков и проходим порог «Чёрный» сначала 2-кой,
затем 4-кой.
Чалимся в намеченном месте и идём просматривать «Чёрный падун». После осмотра и выбора линии движения проходим порог-водопад на катамаране 2-ке инструкторским экипажем.
Решаем, что впечатлений у участников на сегодня достаточно и возвращаемся в лагерь, предварительно обеспечив себя красной рыбой (и икрой). В лагере разделываем рыбу, солим её и икру и отмечаем свой маленький успех — впервые с группой новичков откатали «Чёрный» порог.
Поэтому ежевечерний праздник в этот раз был особенно душевным.
19 июня. Собираем лагерь. Катамараны сплавляются по Колвице к порогу «Чёрный». Далее делаем с группой очередной просмотр «Черного порога», выставляем сигнальщиков и страхующих со спасконцами на чалке, и те участники, кто не ходил «Чёрный порог» накануне, уверенно его проходят (правда, в экипаже с инструкторами).
Затем обнос «Чёрного падуна», совмещённый с перекусом, появление у группы очередной добычи из красной рыбы (и икры), выход в море и сплав по Колвицкой губе до лагеря, установленного «автомобильной» подгруппой. Разборка судов и прощание с сплавной частью нашего путешествия.
20 июня. Начало возвращения домой. Мы добирались до дома почти 4-ро суток, по пути посетили немало интересных мест — деревня Ковда, монастырь Александра Свирского,
Новая Ладога,
Шлиссельбург,
Свято-Елиазарьевский монастырь,
Псков,
Изборск,
Печоры, Остров
— и получили массу впечатлений, но подробное освещение этой части путешествия уже предмет для другого рассказа.
В качестве заключения — подобный формат похода-путешествия позволяет новичкам довольно быстро поднять уровень своей туристско-сплавной подготовки в наиболее безопасных условиях. Наличие буса сопровождения, делающего возможным многочисленные прохождения Колвицы на разгруженных судах, отсутствие необходимости на каждый сплав герметично упаковывать вещи и грузить их на катамаран делает сплав более лёгким и, как ни парадоксально, более спортивным. Стоящий несколько дней на одном месте «базовый» лагерь так же позволяет уделить активному отдыху больше времени, чем в обычном походе, где немало сил и времени «съедают» бытовые вопросы.
Само место (Колвица и окрестности) по совокупности факторов (река, горы, лес, море, природа, микроклимат, транспортная доступность) является одним из наиболее благоприятных для проведения активного отдыха на Кольском полуострове. При желании можно дополнить это путешествие покатушками по «морским» порогам Умбы и знакомством с этим старинным поморским селом.
Правда, все преимущества подобного формата похода-путешествия раскрываются при наличии автосопровождения. И времени на такое путешествие надо закладывать 2 недели — тогда активную часть можно органично дополнить интереснейшей экскурсионной программой, да и на реке провести на пару-тройку дней больше.
А про экскурсионную часть нашего похода-путешествия я подробней напишу позже, когда длинными осенне-зимними вечерами приятно вспоминать былое и предаваться неспешным элегическим размышлениям.
Спасибо дочитавшим до этих строк!
С уважением Игорь Голушко.
И простите автору его ошибки.