Река Окра. История хождений. Открытие водного сезона 2016.
Река Окра — одна из множества малых речек Гомельской области, по которым сплавляются туристы-водники. Первопрохождение реки было сделано в мае 2004. Затем некоторые из участников первопрохождения ходили на Окру в апреле 2006. А затем наступил 10-ти летний перерыв.
Но в этом году народ как прорвало – идея пройти Окру, и не просто пройти, а сделать зимнее первопрохождение, овладела массами. Ну а когда идея овладевает массами, она становится …. реализованным проектом.
Текст, представляемый вашему вниманию, сделан на основе отчётов об этих 3-х сплавах. Стилистика авторов сохранена. Итак встречайте:
Окра –2004. 8 – 10 мая. Первопрохождение.
Станкевич А. В., Станкевич Д. А., Истерин Сергей.
Плавсредство – байдарка «Таймень-2».
Окра (она же бамия, гомбо) – экзотический овощ, родом из Тропической Африки. Она распространена в странах Южной Европы, в Америке, Африке и Азии. Плоды окры – небольшие зеленые стручки, напоминающие перец. Их собирают недозрелыми. Молодые стручки упругие и покрыты нежным пушком, который удаляют перед приготовлением. Собранные позже, они становятся вялыми и волокнистыми. Окра очень плохо хранится.
А ещё так называется река, которую пересекает дорога Гомель – Жлобин в деревне Завод. Периодически проезжая по автотрассе, мы, естественно, загорелись желанием пройти эту реку по большой воде. Но делать что-либо вовремя у нас получается крайне редко. Поэтому, пока мы собрались, вода в Окре уже сильно упала и даже начала падать в Днепре.
РЕКА ОКРА (бассейн реки Днепр, левый приток реки Днепр)
ОКРА, Стараруднянскі канал, рака ў Жлобінскім р-не, левы прыток р. Дняпро. Даўжыня 31 км. Пл. вадазбору 293 км2. Сярэднегадавы расход вады ў вусці 1.2 м3/с. Сярэдні нахіл воднай паверхні 0,6 %. Пачынаецца каля паўднёвай ускраіны в. Кірава, вусце за 3 км на 3 ад в. Баравуха. Цячэ па Прыдняпроўскай нізіне. Асноўны прыток — р. Рудзенка (злева). Даліна на вялікім працягу адкрытая, трапецападобная, шырынёй ад 0,3 км да 2,5 км. Пойма двухбаковая, лугавая, у ніжнім цячэнні забалочаная (шырыня 150—350 м). Рэчышча каналізаванае на працягу 14,5 км (ад вытоку да вусця р. Рудзенка), на астатнім працягу звілістае; шырыня ракі ў межань 5—15 м. Берагі ўмерана стромкія, у ніжнім цячэнні абрывістыя, вышынёй 0,5—1,5 м.
Источник: Блакiтная кнiга Беларусi. — Мн.: БелЭн, 1994.
Заимствовано из сайта «Белорусский Посейдон — Реки, озера, водохранилища Беларуси — статьи, фотографии, карты, описания».
8 мая.
Дизель Гомель – Жлобин из Гомеля 8.55 до Старой Рудни.
После шлюза река слишком мелкая и узкая. Поэтому идём по деревне до автомобильного моста.
Время | Событие |
13.18 | Старт |
Дошли до шлюза. Обнос. | |
Дальше река мелкая и узкая. Поэтому иду один в лодке. | |
В одном месте мель, проводка. | |
13.53 | Начинается лес и впадает Руденка. Река становится сплавной. Русло вскопано, но местность довольно красивая. По берегам заросли крапивы и всходы бешеного огурца. |
14.18 | Видны беседки – зона отдыха. К ним подходит просёлочная дорога. |
Река начинает петлять. Начинаются завалы. | |
14.37 – 14.58 | Обнос трубы, ловля шитиков. |
15.12 | Автотрасса. |
15.25 | Деревня. |
15.54 | Обнос моста. |
Вскоре по обоим берегам насыпь и сваи от старого моста. | |
16.22 – 16.46 | Поход за водой в дер. Барановка. |
Далее река идёт по ольховому лесу и болотам. | |
Обнос бобровой плотины. | |
18.56 | Сухой Остров. Обнос моста. |
Далее – болота. | |
Река разделяется на две протоки. Идём в правую, т. к. она кажется более полноводной и ближе подходит к лесу на бугре. | |
Русло теряется среди кустов и тростника. Ищем проходы и медленно продвигаемся вперёд. | |
Выходим к лесу. Находим местность несколько мрачноватой. | |
Продолжаем движение сквозь тростник. | |
Выходим на чистую воду. | |
Т. к. темнеет и нещадно поливает дождь (слава богу, хоть погода не холодная), возвращаемся к лесу и ищем место для стоянки. Низ леса подтоплен. | |
20.34 | Стоянка. |
9 мая.
С утра сушимся и определяем место нахождения. Скорее всего, мы напротив озера Бутач. Озеро оказывается заросшим, лес – отметка 132?
11.25 | Старт. |
Вскоре наш лес кончается. Идём по разливу. | |
11.44 | Затопленный мост. |
Потом поворачиваем вправо, курс на железный паром на берегу. | |
12.36 | Днепр. |
12.51 | Вход в Жерело. |
Затем справа протока. | |
13.52 | Соединение с основным руслом в д. Верхняя Олба. |
15.00 – 15.52 | Смычок. Обед, поход за водой. Здесь я планировал сняться, но автобус только в 20.30. Поэтому остаюсь в походе. |
16.54 | Устье Березины. |
17.08 | Высокий Берег (Береговая Слобода). По дороге проехал автобус на Речицу. |
17.41 | ЛЭП в Милограде. |
18.00 | Глушец. |
18.50 | Стоянка на «конском берегу» возле д. Чёрное. |
10 мая.
10.38 | Старт. |
10.53 | Пескополье. |
11.29 | Озерщина. |
11.44 | Устье р. Ведрич. |
Слева по разливу обходим Речицу и снова попадаем в основное русло. | |
12.36 – 14.06 | Безуспешно пытаемся поймать рыбу. |
Идём по кустам. | |
14.12 | Входим в Сенозаводскую канаву чуть левее основного русла Днепра. |
Идём по кустам, а затем по разливу. | |
14.45 | Финиш. |
17.29 | Дизель на Гомель. |
Данный отчёт написан Станкевичем Д.А. Фото Станкевича Д.А.
Прошло 2 года – и вот второе хождение на Окру.
Окра – 2006. 8 – 9 апреля.
Станкевич А. В., Станкевич Д. А., Баженов А. Ю., Баженов С. Ю.
Плавсредства: 2 байдарки «Таймень-2».
В этот раз мы решили пройти Окру вовремя – по максимальной воде и это нам почти удалось.
Выезжаем первым дизелем (6.52). Но в связи с ремонтом пути и отменой поездов удалось доехать только до Салтановки. Поэтому начинаем поход с реки Руденка – левый приток Окры. Дошли до автомобильного моста. На реке лежит лёд. Решили пройти ниже. По дороге договорились с конём. Доехали до конца деревни Пиревичи (по карте – второе озеро). Далее – см. таблицу.
Время | Событие |
12.45 | Старт. |
12.50 | Вышли на реку ниже шлюза. |
13.08 | Автомобильный мост. |
13.14 | Перетаскиваем лодки через трубу. |
13.37 | Мост («дорога в никуда»). |
13.43 | Река Окра. |
13.55 | Беседки. |
14.09 | Газопровод (в 2004-м – обнос трубы). |
14.15 | Мост через автотрассу. |
Прошли деревни и вошли в лес. В отличие от прошлого раза, идём без обносов – проходится всё, но ветки очень низко. | |
Потеряли основное русло – ушли влево. Ищем проход среди деревьев и кустов. Слева слышен шум переката – возможно, бобровая плотина. | |
15.47 | ЛЭП, прямой канал, песчаный перевал через водораздел. |
25 минут | Перерыв, рекогносцировка. Поняли, что ушли в мелиоративный канал. Река осталась правее. |
Идём по каналу. Мост «труба», шлюз, опять мост «труба». Всё обходится по воде. | |
17.00 | Вышли в низовья Окры (разлив). Идём по разливу вдоль леса. Легко преодолеваем небольшие ледяные заторы. |
17.42 – 17.54 | Небольшие сосны на песчаном бугре. Река рядом. Перерыв. |
Попали в ледяной затор. Долго и нудно выбираемся на чистую воду. | |
18.45 | Днепр. |
18.55 | Стали на стоянку на опушке леса в заливе. |
Вечером Сергей повредил глаз. Поэтому поход пришлось сократить. Решили идти до места, где удобно сниматься.
9 апреля.
Шли по описанию 2004-го года. Участок Жерело – Смычок прошли несколько быстрее, а далее примерно соответствует. Снимались в Милограде. Автобус Горваль – Речица, остановка «Дом отдыха» в 17.23.
Выводы и рекомендации: Время похода выбрано идеально. Хоть уровень воды в Руденке и Окре начал падать, раньше идти было нельзя – застряли бы во льдах при входе в Днепр.
И этот отчёт написан Станкевичем Д.А.
Ну а, как известно, бог троицу любит – третье хождение на Окру.
Год 2016. Февраль. Зимнее первопрохождение.
Окра 20-21 февраля 2016г.
Сплав в этих числах изначально был под угрозой, это было связано, прежде всего, с прогнозом погоды, который обещал температуру воздуха от +5 до -15. По этой же причине отменили и пешую разведку низовий Окры, что, собственно, и спасло всю идею.
Первая группа забрасывалась на дизеле до ст. Старая Рудня. Когда мы увидели ручеёк под мостом, то поняли, что сплав рискует перейти в пеший поход с переправами. Далее были двухчасовые поиски дороги к возможному месту стоянки. На том участке река канализирована и в неё впадает ещё несколько каналов, а напротив нашего лагеря — ещё и река Руденка. Что в итоге дало нам весьма полноводную (весной) реку. Пока разбивали лагерь, нашли 2 черепа бобров и решили обязательно их применить. Смеркалось, а поскольку мы ждали ещё двух участников на машине, решили испробовать черепа на них. На дороге в удалении от лагеря вбили 2 кола в землю, на которые и водрузили черепа. Эффект того стоил! После всем сообщили, что мы стоим на древнем капище, и теперь придётся всю ночь поклоняться языческим богам. Как вы уже догадались, было это капище Бахуса, и мы принялись его задабривать со всем старанием.
20 февраля. 1й день сплава.
На утреннем дизеле (11.30) прибыли оставшиеся участники и застали нас за сборами.
К 12.30 все лодки были готовы и стояли на берегу канала, оставалось только провести инструктаж и дать попробовать воды новой однушке «Илексе».
В 13.00 первый прыгнул с берега Женя на одноместном «Викинге», так сказать открыл для нас речку. В команде было 2 новичка, Саша, его сначала посадили на пластиковую ESKI-520 («Ешку») – двушку, с начинающим капитаном Ирой и Лена, которой досталась «Тайга», управляемая Игорем. Первые полчаса прошли для новичков в традиционно восхищённом настроении, стрела реки, уходящая в горизонт, да пара мелких завалов, ради которых не пришлось даже тормозить. Первым сюрпризом на маршруте стал небольшой порожек, высотой 40-50см.
Если «Викинг», «Тайга» и «Илекса» прошли его легко (кто из за гибкости, кто из за небольших размеров), то для «Ешки» и её команды это стало испытанием. В левой части русла завал был накрыт водой сантиметров на 15 и давал проход шириной в метр, а поскольку основное течение шло правее, то в этот проход ещё надо было попасть. Критичной оказалась глубина – взяв, как смогли, разгон, Ира с Сашей очень красиво вошли в проход и не менее красиво в нём застряли. Сели серединой байды на завал. Новых ощущений экипажу добавлял не сам факт сидения, а то что они став новым элементом завала получили бонусом поток воды, который весело журча, заливался теперь прямо в лодку. Это довольно забавно смотрелось со стороны, сидя в сухой байде и держась за берег, что же до эмоций самих участников, то цитировать я их не буду. Ещё беспокойство вызывал Юра на «Илексе», он загрузил свою однушку выше бортов так, что мы завались вопросом: как он ещё не сделал на 50% эскимосский переворот?
Дальше река петляла среди леса и кустов, лишь перед трассой М5 прошли пару небольших завалов из деревьев. Деревня Завод нас встретила кучей брёвен в реке и железным плавучим мостиком, который в половодье стал причалом, но его тоже пришлось обносить.
На обед стали северо-восточней деревни Барановки за разрушенным старым мостом, от которого остались лишь сваи.
После обеда Женя пересел на «Ешку», а Саша — на лёгкий «Викинг».
Река петляла, то разливаясь метров на 15, то уходя в совсем уж узкие проходы. По правому берегу была замечена бобровая хатка исполинских размеров, в высоту она была более двух метров и метров пять в диаметре, от подробного осмотра от греха подальше отказались.
Приключения начались южнее деревни Глушица, завалы стали появляться регулярно и к ним добавилась неслабая ледовая кромка по берегам.
Дальше как в сказке – чем дальше, тем страшней. Река уходила в болота, всюду, куда хватало взгляда, были топи с кочками земли и редкими, часто мёртвыми стволами деревьев.
Ситуацию спасал, как ни странно, лёд и по всей этой красоте можно было ходить. К завалам и льду добавились мели, скорее всего, по тому, что река расходилась во множество мелких рукавов. Было 16 часов и на «Тайге», идущей первой, решили не ждать остальных, а идти вперёд искать место для ночёвки. Но, идя по болоту со скоростью смертельно раненой эстонской черепахи, «Тайгу» догнала «Ешка», а болото собирало всю команду в кучу. Лед, поначалу стоявший на берегах, а в болоте образовавший ледовый коридор шириной до 1.5 метров, позже стал перекрывать всё русло. Спасало только то, что его толщина была не больше пары сантиметров, а также что вода немного упала и острые кромки часто смотрели под воду. Это позволяло классически ледоколить, т.е. наскакивать на ледовое поле и своим весом проламывать себе дорогу. Вся команда собралась ближе к шести часам уже в сумерках. На небольшом куске земли мы учинили совет племени, ставить палатки здесь было негде, и мы решили из последних сил идти вперёд т.к. на горизонте различается лес. Лес подходил с двух сторон к реке севернее деревни Сухой остров, но об этом мы узнали только утром. А пока с помощью волока по уже довольно толстому льду, полных сапог воды на завалах и какой-то матери на всём протяжении пути мы пробивались вперёд. До леса мы так и не дошли, нашли кусок относительно сухой земли, где можно было поставить палатку и впихнуть костёр рядом. Ужином не стали заморачиваться, сделали на костре глинтвейн и он пошёл на ура. Палатку поставили одну, потому как температура была минусовая, о чём красочно сообщала ледяная глазурь на лодках. Тут была простая логика, за бортом минус, да и сырость болот — удовольствие ниже среднего, а в тесноте будет и теплей и климат в палатке поправим.
21 февраля. 2й день сплава.
Утром кроме варки каши разгорелся нешуточный спор на тему — куда идти.
Команда разделилась на тех, кто хотел идти только вперёд, и при тяжёлой ледовой обстановке сниматься на деревне Сухой Остров, и тех, кто был знаком с ледяными переходами по открытию сезона на Узе, и требующих идти вверх по течению до Барановки. Решили возвращаться. Идя вверх по реке, мы имели возможность ещё раз насладиться местными пейзажами и достопримечательностями. Но на этот раз день был тёплым и солнечным, и даже болото не смогло создать такую гнетущую атмосферу как вчера. Закрепив маршрут повторно, к часу мы были уже на Барановке и чтобы не сильно расслабляться пошли до д. Завод, т.к. автобус за нами приходил только к семи часам вечера.
Там мы и вышли на берег, а поскольку времени было навалом, сварили борща, поблагодарили духов воды за удачный сплав и провели обряд крещения наших новичков.
А дальше дорога домой…
Этот отчёт написан Игорем Мочаловым.
А вот ещё один взгляд на этот же поход.
Отчёт о прохождении реки Окра.
Сплав по Окре – мой первый выход на воду, поэтому реально оценить сложность маршрута, его «подводные камни»» и адекватно оценить прохождение мне не представляется возможным. Река сама по себе очень интересная, подходишь к очередному повороту, и возникает мысль: «ага, сейчас будет что-то интересненькое». Интересненькое – это завалы, нависающие над водой деревья, сужения и расширения реки, болотистые участки, лёд и даже маленькие пороги. Для меня всё это ассоциируется со словом опыт. Училась всему на ходу, благо, попался хороший наставник. Много раз перетаскивали лодку через завалы деревьев, заболоченные участки, попалось даже два полуразрушенных моста. Река постоянно петляла, поэтому приходилось как-то умудряться входить в повороты, что было тоже очень интересно. Шли не очень быстро, поэтому успевала и природой полюбоваться и немного фото сделать. Места там колоритные. Несмотря на то, что первый день был пасмурным – впечатлений осталось много от увиденного: завораживала сама река (до сплава я бы такой водоём назвала канавой, очень уж она мелкая и узкая, а как оказалось – река. Для меня это тоже было открытием.), то и дело встречались бобровые хаты очень внушающих размеров, удалось даже увидеть заброшенную стоянку с беседкой и воротами в никуда. На протяжении практически всего маршрута на реке вдоль берега был лёд, нужно было внимательно веслом следить, чтобы не пробить лодку. Лёд иногда приходилось пробивать веслом — толщина льда небольшая, но сам факт его наличия был не очень приятен. По вопросу быта и лагеря — вопросов нет. Делали всё относительно оперативно. Стоянки, ночлег, питание всё было на уровне. Весь запланированный маршрут пройти не удалось – упёрлись в лёд, но так как это было ЗИМНЕЕ первопрохождение и погода соответствующая, сожалений особых по этому поводу нет. Лично для себя отметила то, что нужно тщательнее продумать экипировку. В целом впечатления только позитивные. Отчёт написан Злотниковой Еленой, февраль 2016 г.
За фотографии зимней Окры спасибо Злотниковой Елене, Юре Мещанскому, Евгению Алесину. Подготовил к публикации Игорь Голушко.
Очень интересно было прочитать такие разные отчеты. А ведь так познается истина:) Получилось информативно и эмоционально, авторы молодцы.
Мысль объединять отчеты весьма продуктивная и толковая.